Документ хранится в Государственном архиве Самарской области (ГАСО). Орфография и пунктуация подлинника сохранены.
л.85
№ 0-28-С от 15.09.53 Секретно
Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Союза ССР товарищу Полянскому И.В.
на Ваш № 3-17-с от 22 июня с.г.
О заявлении верующих старообрядцев белокреницкого согласия
Из личной беседы с верующими и руководством Сызранского городского и районных Советов депутатов трудящихся, мною лично установлено, что верующие в большинстве своем проживают в Центральном и Промышленном районах.
Группа верующих в своем составе имеет не более 60-80 человек из них по предположению самих верующих примерно: 30% работающих в советских учреждениях, 30% инвалидов труда, пенсионеров, членов семей погибших воинов и 35% домашних хозяек, по возрастному составу от 50 лет и выше. В течение 15 дней я не имею возможности добиться поименного списка верующих указанной группы.
Из беседы с верующими мно. установлено, что они не имеют единого согласия, делятся на две группы, из которых 20 человек подписавшихся под текстом заявления. Одна группа за то, что изложено в заявлении, а вторая группа за то, чтобы открыть молитвенный дом с ежедневным исполнением религиозных обрядов.
К первой группе относятся: Завьялов Георгий Иванович, 1886 г.рождения "как руководитель", Завьялов из села Нижне-Печерска Приволжского района Куйбышевской области, ныне проживающий по улице Набережной № 9 Октябрьского района г.Сызрани. Вся семья, деды и прадеды Завьяловы являются старообрядцами, которые в царское время прославив себя тем, что Завьяловы строили своими силами и средствами молитвенные дома.
Эту группу старообрядцев называли по-уличному "завьяловская вера".
л.86
В первые годы революции Завьялов Георгий Иванович случайно пробрался для работы в сельском Совете, сначала счетоводом, письмоводителем, а впоследствии секретарем сельского Совета с.Обшаровки, во время раскулачивания сбежал из Обшаровки, Завьялов в данный момент является руководителем религиозной группы верующих старообрядцев.
Вторым активистом этой группы является Соколова Анна Дмитриевна, 1898 г.рождения, все отцы, деды и прадеды являются старообрядцами, проживает в г.Сызрани в Промышленном районе в Новой слободе № 103, Соколова пенсионерка, получает пенсию за погибшего своего мужа во время Отечественной войны, имеет детей - дочь и сына, дочь проживает вместе с Соколовой, сын проживает отдельно со своей семьей, работает на жел. дор.в должности паровозного машиниста ст. Сызрань.
В 1953 г. во II-м квартале Завьялов Г.И. в беседе с Соколовой рекомендовал ей принять все меры уговорить своего сына выехать под видом отпуска в г.Москву по бесплатному проездному билету, сын поездной машинист получает отпуск, включает в свой билет мать, Соколова по приезду в гор.Москву, явилась к старообрядческому архиепископу, где от Ибрикосова (1) получила текст заявления и привезла его Завьялову, который оставил свою подпись на тексте заявления и рекомендовал добиться подписи не менее 20 человек верующих, что Соколова и выполнила.
Под этим текстом заявления поставили свои подписи активисты-религиозники Вакурова Анна Спиридоновна, 1887 г.рождения, которая в 1950 г. прибыла из Алма-Аты в г.Сызрань и проживает по ул.Интернациональной № 47 и ее 3 сестры Кузнецова Мария Спиридоновна, 1905 г.рождения, проживает по ул.Молотова № 51, работает в засолочном отделении овощной базы горпищеторга, муж ее погиб в 1944 г., имеет 3 дочери -1928 - 1937 -1939 г.г.рождения. Старшая дочь 1928 г.рождения была осуждена за растрату государственных средств на 5 лет, наказание отбывала в г.Челябинске, освобождена по амнистии, в данный момент проживает в г.Челябинске.
Бобкова Евдокия Спиридоновна, 1893 г.рождения, работает в библиотеке им.Ленина уборщицей, проживает по ул.Интернациональной, № 47.
Кочергина Анна Спиридоновна, 1884 г.рождения, проживает по ул.Баранова, д.№ 27, находится на иждивении своих детей, дочь работает бухгалтером в многопромсоюзе, муж ее работает паровозным машинистом.
л.87
Бочина Клавдия Тимофеевна, 1900 г.рождения, проживает по ул.Трудовой, № 39 Центрального районаю Бочина является племянницей гр.Вакуровой Анны Спиридоновны, которая и принесла текст заявления. Бочина домохозяйка, находится на иждивении своего мужа, работающего на мельзаводе № 7 слесарем.
Тихонова Мария Алексеевна, 1896 г.рождения, проживает по ул.Кирова, № 92, муж Тихонов Сергей Васильевич, 1888 г.рождения, является православным.
Тихонова М.А. предложила открыть молитвенный дом 2 раза в году на 10 дней для отправления религиозных обрядов, во время великого поста на 10 дней и на 10 дней успенского поста.
Вторая группа: которая требует открыть молитвенный дом постоянно с ежедневными молитвенными собраниями.
Проломов Лазарь Васильевич, 1891 г.рождения, под текстом заявления подписался с адресом, проживает по ул.Свердлова, № 65, фактически Проломов по этому адресу до сего времени не прописан.
Проломов Л.В. не имеет определенного местожительства, без определенного места работы, морально разложившийся элемент-пьяница, в беседе со мной вел себя очень неприлично, когда я ему прочел текст заявления, Проломов заявил мне, что он никогда под таким текстом не подписывался и не будет подписываться.
Я ему показал его подпись, он мне заявил, что текст является фиктивным, что когда он был у гр.Соколовой, то подписался на чистом листке бумаги без текста.
С текстом заявления несогласны и другие.
Земсков Савелий Григорьевич, 1898 г.рождения, проживает по ул.Кожевниной № 38, работает дезинфектором эпидемической станции, а числится в должности кучера, все родственники его старообрядцы, в г.Сызрани проживает с 1950 г., ранее состоял в колхозе "Паньшино".
Давыдова Наталья Васильевна, 1878 г.рождения, проживает по ул.Молотова, 3 97, не работает, все время проживает на иждивении своего мужа, до революции муж ее работал в имении доверенным лцом помещика, с текстом письма не согласна, особенно настаивала открыть молитвенный дом постоянно.
л.88
Пешехонова Ксения Тимофеева, 1896 г.рождения, проживает по ул.Загородная № 43, до 1951 г. состояла в колхозе "Путь Ленина", в течение 19 лет работала бригадиром овощной бригады и пчеловодом, а муж был председателем колхоза "Путь Ленина", вся семья, деды, прадеды были старообрядцы.
Седов Иосиф Виссарионович, 1898 г.рождения, проживает по ул.Береговой № 15, работает конюхом в горвоенкомате, Седов заявил хотя я и подписал, но посещать молитвенный дом отказываюсь потому, что нет времени.
Крайнов Иосиф Степанович, 1887 г.рождения, инвалид труда, ранее работал паровозным машинистм, проживает по ул.Рабочей, № 37, с 1937 г. получает пенсию 270 рублей.
Гр.Ершов особенно настаивает, чтобы молитвенное собрание проводить ежедневно.
Здание под молитвенное собрание просили в центре города, здание быв.собора.
Группа верующих старообрядцев здания под молитвенный дом не имеет, мною рекомендовано заготовить заявление и просить горисполком выделить здание под молитвенный дом.
Я просил председателя исполкома Сызранского городского Совета депутатов трудящихся о своем решении сообщить мне. Эти заявления взяты под личный контроль.
Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Куйбышевской области и гор.Куйбышеву /П.Алексин/
ГАСО, Ф.4089. оп.1, д.19
Примечания:
1. Речь идет о К.А.Абрикосове -управляющем делами архиепископии
Набор, публикация, примечания И.Будкиной
|