Председательствует председатель Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Яков Иванович Жидков.
Председатель:
Президиум Конференции приглашает наших дорогих гостей, прибывших к нам сегодня, - председателя Австрийского национального комитета сторонников мира, пастора Реформатской церкви в Австрии Эрвина Кока, члена Синода Старокатолической церкви в Австрии профессора-священника Франца Барейска и пастора Евангелическо-лютеранской церкви в Дании Альфа Йохансена занять места в Президиуме. (Аплодисменты.)
Первое слово предоставляется председателю Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, старшему наставнику Ивану Ульяновичу Ваконья.
И. У. Ваконья:
Высокое церковное собрание! Высокие иерархи и всеуважаемые представители церквей и религиозных объединений Советского Союза!
Мы глубоко счастливы, что имеем случай встретиться с вами здесь, у гробницы святого Сергия, нашего общего покровителя. Мы встретились здесь по важному вопросу - делу защиты мира.
Нельзя поэтому не приветствовать вас и с вами высоких инициаторов поддержки идей всеобщего мира - Святейшего Патриарха Алексия и его ближайшего сослужителя и соратника митрополита Николая.
Нас здесь два представителя от неприемлющих священства старообрядцев-беспоповцев города Риги. Мы выступаем сегодня перед вами солидарно, объединенно.
Мы одновременно представляем здесь большую общину города Риги и около ста приходов, рассеянных по колхозам и городам в Латвийской республике.
Настоящая Конференция по борьбе за мир чрезвычайно вдохновляет нас грандиозностью поставленной пред нею задачи. Мы считаем, что эта Конференция весьма своевременна и необходима.
Личное участие духовных наставников в церковной жизни народа и ежедневное общение с массой в деревне и в городе убедило нас, что война народу страшна.
Сыновья и дочери простого народа не хотят служить молоху или другому богу войны. Они не хотят приносить в жертву ему и войне мужей, сыновей и братьев, а себя обрекать на абсолютную нищету, голод и болезни.
Наоборот, сыновья и дочери народа, питая отвращение к войне, дорого ценят жизнь, достижения в области науки, просвещения, здравоохранения, искусства и многое другое, что является идеалом людей; война же им чужда.
Древлеправославная, т. е. Старообрядческая церковь целиком разделяет мнение народа о войне. Мы исходим из того, что Основатель Церкви Христос не благословлял войну, а преподал Своим ученикам мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». То же подтвердил и св. апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира».
Апостол Иаков писал: «Плод... правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Значит, борьба за всеобщий мир неотъемлема от основного учения Церкви и она всецело отвечает религиозно-догматическим и нравственным понятиям старообрядцев.
За основу наших рассуждений мы берем всесторонний, исчерпывающий доклад Высокопреосвященного митрополита Николая и базируемся на его положениях.
С другой стороны, мы ставим вопрос, кто же может и должен отстаивать мир, или на ком прежде всего лежит обязанность бороться за идею мира.
Церковь идет в ногу с народом, за прочный, продолжительный мир, она, естественно, и ближе к этому делу.
Церковь выступает соратником народа в борьбе за мир, и она объявляет решительный протест пропаганде войны.
Навстречу таким требованиям Церкви во всех частях Европы раздаются тревожные голоса, требующие прекращения пропаганды войны.
Юристы-демократы Международной ассоциация установили, что в Корее и Северо-Восточном Китае применяется бактериологическое оружие и развивается бактериологическая война.
Народы не забыли еще старые уроки, уроки двух мировых войн, ужасы эпидемий, горе женщин и детей в последнюю войну.
Конференция церквей и религиозных объединений должна решительно поднять свой голос в защиту мира. Взывай громко, собрат духовный, не удерживайся, возвысь голос твой, подобно трубе! Бдительно стой на страже мира, укажи, откуда проповедуется правда и мир и где культивируется ненависть и вражда в мировом масштабе.
Общенародное и религиозное сознание и негодование против нарушения общего спокойствия, психоз войны в лагере агрессоров внушают нам, что объединение всего свободолюбивого человечества в борьбе за мир и общее разоружение необходимы, как воздух. Они диктуются требованиями переживаемого момента.
Мирное разрешение вопроса о всеобщем мире среди народов вопреки всякой войне предвиделось еще в глубокой древности. Это ясно и кратко формулировал пророк Исаия. Он предвидел, что народы когда-то «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы».
Когда наступит этот мир среди народов,— мы не знаем. Но ведь люди, заключив между собою мирное соглашение, могли бы легко и свободно «перековать мечи на орала и копья свои — на серпы».
Что же делает наша Рижская старообрядческая церковь в борьбе за мир? Она призывает своих членов молиться и трудиться на благо мира; поддерживает мероприятия, направленные на сохранение мира; она поставила свои подписи под Стокгольмским Воззванием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами; осуждает применение империалистами бактериологического оружия в Корее и Китае. Она и впредь будет призывать своих братьев по вере усилить молитвы и трудовые действия на защиту мира.
Рижская старообрядческая церковь считает долгом заявить, что она присоединяется к решениям Конференции церквей и религиозных объединений в СССР по вопросу защиты мира во всем мире.
Мы, старообрядцы в Латвийской ССР, заявляем: «Мы желаем мира, мы хотим спокойно и свободно трудиться для процветания нашей любимой Родины, для счастья всего народа!»
Мы молим Бога о даровании нашему Вождю - знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину доброго здоровья и многих лет жизни на благо народов.
Да умолкнет голос ненависти и злобы поджигателей войны!
Да установится мир во всем мире и мирное содружество между народами!
Мир всем! (Аплодисмент ы.)
Председатель:
Слово предоставляется председателю Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, наставнику Феодору Силовичу Кузнецову.
Ф. С. Кузнецов:
Дорогие братья по борьбе за мир!
С глубоким волнением и верой я принял приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участвовать на Конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР. И вот сегодня, в эту историческую минуту, с этой высокой трибуны, в священном для всех христиан нашей страны и историческом месте - в святой Троице-Сергиевой Лавре, я имею честь от имени Старообрядческой церкви, не имеющей трехчинной духовной иерархии, возглавляемой Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, выступить в защиту мира.
Я считаю своим долгом выразить восхищение Русской православной церкви и Главе ее, истинному поборнику мира, Святейшему Патриарху Алексию, а также выдающемуся, всему миру известному борцу за мир Блаженнейшему Николаю, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, за всю огромную работу, проделанную Русской православной церковью в борьбе за мир и внесшую крупный вклад в строительство мира.
Внимая голосу Святейшего Патриарха Алексия и объединяясь на борьбу за мир, мы, представители различных вероисповеданий и верующих масс народа, собрались здесь, чтобы потрудиться для дела установления мира во всем мире, которого так жаждет все миролюбивое человечество, все честные люди всего земного шара. Человечество не находилось еще никогда при такой угрозе мира от разрушения и погибели, как теперь, когда каждый день льется невинная кровь мирного народа не только в Корее, но и в Малайе, Вьетнаме, Греции, когда в своей безумной ненависти к правде, миру, свободолюбивому человечеству эти злобные лживые слуги диавола — американо-английские империалисты — готовы истребить весь мир и в то же время смеют говорить, что они делают это во имя сохранения мира, сохранения культуры и христианства.
Именуя себя христианами, они решились на сатанинское дело подмены человеколюбивой правды Божией «суетною праведностью» эгоизма, забыли, что подобная праведность есть «мерзость перед Богом» (Лук. 16, 15). Они стали превозносить свои мнимые социальные добродетели на весь мир и злобно поносить другие народы, отметающие сатанинские принципы фашизма и борющиеся за мир и счастливую жизнь на земле. Они дошли до того, что ныне поставили весь мир перед величайшим из безумий фактом попрания всех международных конвенций и величайших Божиих законов.
Правда Божия требует от верующих в Бога любить ближнего, как самого себя (Матф. 22, 39), требует искренней любви, засвидетельствованной «делом и истиною» (1 Иоан. 3, 18). В противность правде Божией, американские империалисты, погрязшие в человеческой крови, начали применять химическое и бактериологическое оружие в Корее и Китае, думая осуществить массовое истребление людей, пробуя запугать этим миролюбивое человечество, и вместе с тем отрицая свою вину.
В то же самое время в Советском Союзе проповедуется и осуществляется мир. В нашей стране проводится крупнейшее мирное строительство для блага народов, грандиозное преобразование живой природы, строительство гидроэлектростанций, оросительных и обводнительных каналов на Волге и Аму-Дарье, на юге Украины и на севере Крыма, и все это делается для блага народа, без грабительских войн и захвата чужих территорий.
Это видят народы мира, и потому во имя правды Божией, во имя свободы, счастья и мира на земле, сплотились в борьбе за мир сотни миллионов людей. Борьба эта, борьба всех народов, борьба всех честных людей в мире, борьба наша — делегатов Конференции за мир, угодна Богу, ибо, как сказал апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33).
Но мир не придет к нам сам собою. Мы должны искать и добиваться его, и потому должны сплотить всех верующих в Бога в одну братскую семью для радостной, счастливой жизни и творческого труда на благо всех народов.
Я позволю себе заявить здесь, с этой высокой трибуны, что Старообрядческая церковь в Литовской ССР от всего сердца служит делу борьбы за мир, и приведу некоторые примеры того, что сделано и достигнуто Церковью в этой области.
Старообрядческая церковь, возглавляемая Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, с первых же дней движения сторонников мира, следуя за Русской православной церковью, активно включилась в борьбу. От имени Старообрядческой церкви, президиум Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, поставив свои подписи под Стокгольмским Воззванием, обратился с призывом ко всем наставникам и верующим Старообрядческой церкви подписаться под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия.
Затем, в числе первых мы присоединились к Обращению трех Патриархов — предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской церквей об объединении всех христиан и религий в деле защиты мира.
В новогодних, пасхальных и праздничных приветствиях, рассылаемых во все старообрядческие общины, наш президиум обращался и обращается ко всем наставникам и верующим с призывами о поддержании великого дела защиты мира.
По предложению нашего президиума, в дни государственных праздников — 1 мая и 34-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции − в 1951 году во всех старообрядческих храмах были совершены торжественные молебствия за мир во всем мире, за нашу Родину, за доблестное воинство, за Правительство и великого Вождя всех трудящихся Иосифа Виссарионовича Сталина.
Старообрядческая церковь была удостоена приглашения на Литовскую республиканскую конференцию сторонников мира. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР разослал также во все старообрядческие общины Обращение к верующим о необходимости подписания Пакта Мира между пятью великими державами.
В результате призывов и обращений президиума Высшего Старообрядческого Совета, во всех общинах, во всех старообрядческих храмах произносятся наставниками проповеди в защиту мира, в которых верующие призываются бороться за мир, трудиться на благо Родины, во имя укрепления мира.
Все старообрядцы, внимая голосу церкви, единодушно поставили свои подписи под Стокгольмским Воззванием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами.
27 января сего 1952 года президиум Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР созвал в городе Вильнюсе заседание, посвященное делу борьбы за мир. На заседании присутствовало 38 наставников и председателей общин, а также верующие. Заседание единогласно приняло постановление:
1) каждый наставник должен быть проповедником за мир;
2) каждый христианин-старообрядец должен усугубить свои молитвы за мир;
3) призывать верующих, чтобы каждый отдал все свои силы на дело борьбы за мир, на дело упрочения общей безопасности путем самоотверженной работы каждого человека в своей области труда на благо Родины;
4) свято и неизменно соблюдать принципы любви и мира в деле защиты мира;
5) быть солидарным со всеми сторонниками мира в Советском Союзе в деле защиты мира;
6) исполнять апостольские слова: «…искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14, 19).
И теперь, в это тревожное время, Старообрядческая церковь, осуждая врагов мира и выражая свою неизменную преданность делу мира, единогласно и горячо поддерживает призыв Бюро Всемирного Совета Мира «Против бактериологической войны».
Старообрядческая церковь, не имеющая трехчинной духовной иерархии, безоговорочно присоединяется ко всем решениям, которые будут приняты в защиту мира на этом человеколюбивом вече — Конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР.
Да укрепит Бог силою Своею мудрого руководителя народов, борющихся за мир, нашего дорогого Вождя Иосифа Виссарионовича Сталина и всех людей доброй воли, борющихся за мир! (Аплодисменты.)
Да будет мир во всем мире и да низложит Господь несчастных безумцев, противников мира, врагов правды Божией и врагов счастья народов!
Мир в руках народов, и он восторжествует!
Мир победит войну!
(Аплодисменты.)
Председатель:
Слово предоставляется старообрядческому - древлеправославных христиан - архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну.
(Ввиду нездоровья архиепископа Иоанна, по его поручению, слово читает настоятель Московского храма древлеправославных христиан, делегат священник Леонтий Маркианович Дорофеев).
Священник Л. М. Дорофеев:
Уважаемые делегаты!
Наша старообрядческая иерархия древлеправославных христиан, приветствуя настоящее историческое Собрание, приносит благодарность Патриарху Алексию и его ближайшему и ревностному помощнику митрополиту Николаю за заботы и труд по организации созыва настоящей Конференции всех церквей и религиозных объединений, находящихся на территории нашего Советского Союза.
Мы, старообрядцы, искони, со времен крещения Руси, являлись и являемся верными сынами нашей великой Родины. Не найдется примера за всё существование дорогой нашей Родины, чтобы старообрядцы пассивно относились ко всем бедствиям своего Отечества, тем паче, если это касалось защиты Родины от врагов, посягающих на целость ее. И теперь, когда алчная кучка разбойников намеревается помешать нашему мирному труду, мы, старообрядцы, со всем нашим великим народом, будем всеми средствами отстаивать до конца дело мира, дело счастья и свободы нашей великой Родины.
Дело сохранения мира является самым близким, самым горячим желанием всего нашего великого советского народа.
Мы, русские люди, не хотим войны. Мы заняты мирным трудом по строительству счастливой жизни. Все наши стремления и усилия направлены к великому строительству новой жизни. У нашего народного Правительства нет других задач, как только забота об улучшении благополучия народа. Оно не стремится навязывать свою волю другим народам, не имеет цели завоеваний и порабощений их. Поэтому-то весь советский народ всецело поддерживает свое Правительство и его мирную политику и стоит во главе великого движения сторонников мира.
К великому прискорбию, есть и другой лагерь, лагерь сторонников разрушения веками созданного благополучия, благосостояния и культуры народов, лагерь, сеющий смерть миллионам человеческих жизней. Это — сонм злочестивых людей, подготавливающих новую мировую войну. Люди этого лагеря лицемерно называют себя верующими христианами. Американские захватчики, отуманенные богатством, ищущие завоеваний, богатства и порабощения народов, забыв слова святого Евангелия: «…безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут?» (Лук. 12, 20),— спешат, путем всевозможных злодеяний, к еще большему стяжанию богатств и в то же время пренебрегают устроением хотя бы сносного существования обнищавших трудящихся своих стран.
Не страшась суда Божия, невзирая на страдания человечества, приносимые войной, не имея совести, эти презренные человекоубийцы, забыв всё святое, чему учит религия, забыв указания Божественного Учителя: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36),— готовят ни в чем неповинному человечеству страшную бойню.
Все верующие, независимо от исповедуемой ими религии, должны приложить максимум энергии и стараний к предотвращению этой войны и установлению всеобщего мира.
Нам, представителям церквей и религиозных объединений, собравшимся здесь, надо обратиться ко всем верующим людям всего мира с горячим призывом встать в ряды защитников мира и свободы народов, чтобы общими усилиями остановить преступную руку поджигателей войны, занесших меч над человечеством.
Наша Старообрядческая, древлеправославных христиан церковь, исходя из учения святого Евангелия и внемля словам Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27) и во исполнение заповеданных нам слов Господа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Матф. 5, 9), не стоит и не может стоять в стороне от активной деятельности в пользу защиты мира и в этом направлении поддерживает всю деятельность Всемирного Совета Мира в борьбе за мир против применения атомного оружия, бактериологических средств и других отравляющих веществ.
Мы присоединяем наш голос к требованию всех людей мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами и о прекращении войны в Корее!
Мы призываем наших верующих к постоянным молитвам за мир, к активному участию в борьбе за мир, к примерному мирному труду для блага всей нашей дорогой Родины!
С братской любовью обращаемся с призывом ко всем чадам нашей церкви, проживающим во всех странах мира, вознести свои искренние прошения к Богу о недопущении готовящейся мировой войны. Мы призываем их к активному участию в борьбе за мир.
Призываем все церкви и религиозные объединения, существующие в нашем Союзе, сплотиться вокруг нашего народного Правительства, стоящего во главе защиты мира, и его Вождя и знаменосца мира великого Иосифа Виссарионовича Сталина, и со всем советским народом направить наши действия и стремления к борьбе за мир и установлению между народами всего мира мирных отношений на радость и благополучие трудящихся всего мира.
К этому же наша церковь призывает всех людей доброй воли и, в первую очередь, верующих всех стран. При единодушных взаимных действиях, направленных на укрепление мира, мир будет сохранен, и виновники, поджигатели войны, жаждущие человеческой крови, будут преданы народному суду, как военные преступники, и по закону справедливости они получат заслуженное возмездие.
Мы, верующие старообрядцы, идя в деле защиты мира вместе со всем нашим советским народом, возносим Богу молитвы о даровании нашему великому Вождю и знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину здравствовать много лет на счастье нашей страны и всего человечества.
Слава великому Сталину! (Аплодисменты.)
|