Архивы Самарского староверия Вторник, 2024 Апр 30, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Документы XVII в. [0]
Документы XVIII в. [15]
Документы XIX в. [3]
Документы XX в. [28]

Главная » Файлы » Документы из российских архивов » Документы XX в.

Докладная записка о состоянии и деятельности религиозных организаций в СССР, 1945 г.
[ ] 2007 Дек 16, 17:09
№ 383с           7 декабря 1945 г.

Совершенно секретно

Совет по делам религиозных культов при СНК СССР докладывает Вам об основных моментах, кратко характеризующих состояние и деятельность отдельных религиозных организаций, и о намеченных Советом мероприятиях, на которые просит Ваших указаний.

Римско-католическая церковь

Всего учтено свыше 1700 действующих костелов (Литва – 758, Украина – 594, Латвия – 211, Белоруссия – 141). Католическая церковь, не имея в СССР религиозного центра, состоит из 12 епархий, их которых 7 возглавляется епископами, 2 – прелатами (духовными сановниками), 1 – рядовым священником и в 2-х епархиях руководство отсутствует.

Среди католического духовенства преобладают антисоветские настроения, передающиеся верующему населению, находящемуся под его несомненным влиянием. Основным моментом, определяющим эти настроения, является до сих пор не изжитое представление о непрочности советской власти в Прибалтике и в западных областях Украины и Белоруссии. Но в то же время следует сказать, что указанные настроения находят неодинаковое внешнее выражение. Так, рижский митрополит Антоний Спрингович пытается более реалистически оценить обстановку и уже сделал в этом направлении положительные выводы, выпустив обращение к той части латышей-католиков, которые участвуют в националистическом подполье, с призывом вернуться к мирному труду. Первые шаги в этом направлении предприняты также каунасским прелатом Якубаускас и вильнюсским архиепископом Рейнис.

Мероприятия Совета до сих пор были направлены на изучение вопроса о возможности образовать из высшего руководства группу, которая могла бы не только декларативно заявить о своем сочувствии к советской власти и готовности сотрудничать с нею, но и разорвать отношения с Ватиканом, став на путь создания автокефальной католической церкви в СССР.

Однако Совет приходит к выводу, что образование указанной группы в настоящее время невозможно, так как это мероприятие ни одним из руководителей католической церкви не будет осуществлено. Вместе с тем, надо считать исключенным также и организацию религиозного католического центра, ибо это связано с получением обязательной санкции папы римского.

Поэтому Совет, не прекращая работы по дальнейшему изучению возможности создания группы, рассчитанной на раскол католиков изнутри, считает единственно возможным сохранение существующего ныне положения католической церкви в СССР, не взирая на трудности, обусловленные отсутствием единого религиозного центра.

К настоящему моменту наиболее назревшими практическими вопросами, на которые Совет просит Ваших указаний, являются следующие:

1. Многие католические приходы, особенно в западных областях Белоруссии и частично Украины остались не только без централизованного руководства, но не имеют и священников. Чтобы удовлетворить настойчивые просьбы верующих Совет предполагает временно допустить практику обслуживания одним священником нескольких приходов.

2. Исходя из наличия поступающих в Совет ходатайств католиков, проживающих в восточных частях СССР, об открытии костелов, Совет считает возможным разрешать эти ходатайства положительно, внимательно учитывая конкретную обстановку в каждом отдельном случае. В частности и, в первую очередь, не препятствовать открытию костела в Киеве.

3. В Прибалтийских республиках, в западных областях УССР и БССР и в Молдавской ССР не проведен закон о национализации молитвенных зданий. На основании этого формального момента некоторые католические приходы отказываются от заключения договоров и регистрации религиозных обществ.

Совет считает целесообразным издание Президиумами Верховных Советов заинтересованных республик соответствующего законодательного акта о национализации и установлении в последующем в работе Совета практики роспуска религиозных общин, отказывающихся от регистрации.

4. В ряде областей Белоруссии и Украины отмечены случаи недостаточно обоснованного закрытия костелов и использования их не для молитвенных целей. Совет считает целесообразным издание специального Постановления СНК СССР, запрещающего без ведома и согласия Совета по делам религиозных культов закрытие костелов, а также молитвенных зданий других культов.

5. Католическое духовенство, особенно в Литовской ССР, широко практикует религиозное воспитание детей, сводящееся, прежде всего, к преподаванию Закона Божьего в костелах. До сих пор такого рода деятельность не встречала достаточно энергичного отпора со стороны местных органов Советской власти, мотивирующих это сложностью политической обстановки. Учитывая действительную сложность вопроса, Совет считает необходимым создание под руководством ЦК Компартий комиссий из представителей заинтересованных органов (ЦК ЛКСМ, Наркомпроса и Совета по делам религиозных культов), которые должны будут в двухмесячный срок изучить этот вопрос и выработать предложения, которые позволят принять ответственное и исчерпывающее решение. Такие комиссии необходимы в Латвийской ССР, Литовской ССР, Белорусской ССР и Украинской ССР.

6. Рижский митрополит Спрингович (политически наиболее лояльный) настойчиво просит о разрешении возобновить занятия в духовной семинарии, прекратившей свое существование в 1944 году; семинария рассчитана на 80 студентов с пятилетним сроком обучения. ЦК Компартии и СНК Латвийской ССР не возражают против этого. Считая возможным удовлетворить просьбу Спринговича, Совет прилагает при этом проект распоряжения СНК СССР.

Евангелическо-лютеранская церковь

Лютеранские кирки имеются в основном только в Эстонской ССР и Латвийской ССР в количестве 433.

Лютеранское духовенство во время Отечественной войны стояло, также, как и католическое духовенство, на антисоветских позициях и в значительном количестве (около 30%) бежало с отступавшей гитлеровской армией. Оставшаяся часть духовенства, в своем подавляющем большинстве, настроена и сейчас антисоветски, и ведет соответствующую своим настроениям деятельность, принимающую в Латвии, например, активные формы в виде так называемой евангелизации населения, т. е. устройства ежедневных специальных молитвенных собраний с произнесением на них проповедей на религиозно-догматические темы, Эти евангелизации имеют политическую окраску: они в завуалированной форме настраивают верующих против Советской власти, при которой жизнь населения, якобы, связана только с одними лишениями, постоянной нуждой и всеобщим горем. Ввиду того, что «евангелизации» не являются необходимой догматической частью вероучения лютеранской церкви, Совет принял меры к отмене такой практики.

Носителями откровенно антисоветских настроений является группа влиятельных пасторов, объединившихся вокруг заместителя латвийского архиепископа Ирбе, в прошлом близкого и доверенного сотрудника премьер-министра Латвии Ульманиса.

Вследствие того, что Ирбе и его группа в свое время захватила власть в церкви, явно нарушив выборные начала, против него растет оппозиция, представленная пока отдельными немногочисленными пасторами.

В качестве практических мероприятий Совет считает необходимым провести следующие:

1. Из тех отдельных пасторов, которые недовольны Ирбе, отобрать 3–5 пасторов, с учетом их положительных политических настроений, необходимых данных с точки зрения религиозно-духовной подготовки, влияния и др. личных качеств, и образовать в их лице инициативную группу.

2. Эта инициативная группа должна составить политическую декларацию на имя СНК Латвийской ССР, указав в ней о причинах, обусловивших возникновение группы, о взятии на себя функций верховного церковного органа с отстранением от управления церковью Ирбе.

3. Декларацию можно будет опубликовать в местной печати с соответствующим ответным письмом уполномоченного Совета по делам религиозных культов, в котором последний, по поручению СНК Латвийской ССР, должен сообщить, что организация такой группы как временного административного органа евангелическо-лютеранской церкви в Латвийской ССР принимается к сведению, и что препятствий к ее деятельности не имеется.

4. По прошествии некоторого времени, когда создастся благоприятная обстановка, инициативная группа может созвать совещание 14 пробств (благочиннических округов), составляющих лютеранскую церковь в Латвии, для выборов главы церкви и постоянного органа по управлению евангелическо-лютеранской церковью.

5. Из Эстонии и Латвии до последнего времени в Совет не поступало ходатайств верующих об открытии новых кирок. Вероятнее всего, что эти ходатайства едва ли будут поступать и в дальнейшем, вследствие достаточного наличия действующих кирок. Вместе с тем, Совет предполагает, что такие ходатайства могут быть от лютеран-немцев, латышей, эстонцев, проживающих целыми поселениями на территории РСФСР.

Совет считает возможным подобные ходатайства разрешать в положительном смысле, с учетом конкретной обстановки.

6. В Совет обращался зам. епископа Ирбе с просьбой разрешить ему открыть духовную семинарию для подготовки новых служителей культа. Совет, исходя из оценки существующего положения вещей евангелическо-лютеранской церкви в Латвии, придерживался отрицательного взгляда на этот вопрос. Эту точку зрения Совет думает изменить лишь после того, как произойдет корённое переустройство управления лютеранской церковью на основах, изложенных выше.

Евангелические христиане и баптисты

Учтено всего 2300 общин, расположенных преимущественно на Украине и в Белоруссии. Учет действующих общин еще не закончен и общее количество их возрастет, вероятно до 2500.

За время Отечественной войны эта религиозная организация вела себя патриотически. Организационно секта евангельских христиан и баптистов начинает крепнуть и в настоящее время больше, чем какая-либо другая, растет. Рост секты происходит не только за счет последователей православия или другого какого-либо культа, но и за счет интеллигенции (главным образом студенчества вузов и техникумов). Главной причиной этого явления надо считать не только, по-видимому, слабо развернутую работу советских политико-просветительных и культурных организаций, но и такие факторы, как специфический подход и особые методы баптистской религиозной пропаганды вообще, а также упрощенный богослужебный ритуал, не требующий больших материальных затрат.

Совет считает возможным продолжить основное направление в своей работе по сектантам, давшей положительные результаты. Оно заключается в максимальном устранении из содержания и методов сектантской пропаганды всех элементов, остро воздействующих на массу и привлекающих ее новизной и «рационалистическим» оформлением. В этом плане проведено слияние основных сектантских организаций (евангельских христиан, баптистов и пятидесятников), усилена централизация, вводится стандарт в богослужения, установлена многостепенная иерархия, сектантские пресвитеры и проповедники превращаются в профессионалов и т. п.

Сумма всех этих мероприятий, проводимых объединенным сектантским центром, не встречает сопротивления со стороны верующих.

Совет не препятствует расширению и укреплению заграничных связей баптистов и евангельских христиан.

Эти связи особенно активно завязываются Всемирным Союзом баптистов (центр в Англии и США), который сейчас усиленно добивается взаимного обмена визитами.

Очередными мероприятиями Совет намечает следующие:

1. Предоставить московской общине второе молитвенное здание, т. к. действующее сейчас единственное здание мало. Наличие в Москве двух молитвенных зданий будет расцениваться положительно в случаях приездов из-за границы баптистов и евангельских христиан, или каких-либо других религиозных деятелей.

2. Разрешить организацию небольшой типографии, которая позволила бы религиозному центру регулярно издавать журнал и богослужебные книги. Евангельские христиане и баптисты ходатайствуют перед Советом об увеличении тиража, разрешенного им к изданию журнала, с 3000 экземпляров до 5000 экземпляров и выпускать его не один раз в два месяца, а ежемесячно. Совет возражает против этого и считает необходимым оставить в силе прежние условия выхода журнала.

3. Разрешить Всесоюзному Совету евангельских христиан и баптистов распространить путем продажи, в основном среди пресвитеров, около 4000 экземпляров Библий, изданных в 1923 году Русским миссионерским обществом и ныне хранящихся в г. Риге.

4. Разрешить, в связи с приглашением Председателя Всемирного Союза баптистов доктора Рашбрук, выехать весной 1946 г. в Лондон делегации русских баптистов и евангельских христиан в составе 3-х человек. При положительном взгляде на этот вопрос, Советом будет представлено мотивированное обоснование поездки.

5. Не препятствовать поездке делегации Всесоюзного Совета евангельских христиан и баптистов на Всемирный Конгресс баптистов, в случае, если этот конгресс состоится летом 1946 года в одной из стран Европы или в Америке.

Старообрядческая церковь

К настоящему времени отчетливо определились три основные течения старообрядцев – беспоповцы, белокриницкое согласие и беглопоповцы.

Беспоповцы – наиболее многочисленное и обособленное ответвление старообрядчества. В настоящее время учтено 200 общин в Литовской ССР и Латвийской ССР, Все остальные, довольно многочисленные общины на Урале, в Сибири, в Поволжье и на Украине, формально прекратили свое существование, но многие из них фактически существуют по сегодняшний день, чему способствует компактное поселение старообрядцев, представляющих собой чрезвычайно замкнутые группы и в быту.

Централизация движения, достигнутая после преодоления ряда трудностей в 1909 году, в последующие годы, особенно после Октябрьской революции, ослабела и распалась. Сейчас возобновилась тяга к централизации и организационному упорядочению движения, причем инициатором этого явился Высший старообрядческий совет Литовской ССР. Его представители, с разрешения Совета по делам религиозных культов, ведут работу, содействующую выявлению и организационному оформлению фактически существующих общин. Предварительные итоги этой работы свидетельствуют о солидности движения и о целесообразности воссоздания Всесоюзного центра.

Совет намечает следующие конкретные мероприятия:

1. Определить в г. Москве местопребывание Всесоюзного Совета старообрядцев-беспоповцев, представляемого пока старообрядческим Советом Литовской ССР и отдельными авторитетными московскими и латвийскими старообрядцами.

2. Передать московской общине беспоповцев церковь (Токмаков пер., дом № 7), являющуюся историческим центром беспоповцев и используемую в настоящее время под конторское помещение Наркоматом автотранспорта. Эта церковь будет пользоваться по своему прямому назначению и в качестве канцелярии для Всесоюзного центра.

3. Оказать содействие в проведении ремонта церкви путем предоставления строительных материалов.

Белокриницкое согласие

Учтено 215 церквей. Имеется Всесоюзный центр в лице архиепископа Московского и всея Руси Иринарха и Совета при нем. Во время Отечественной войны старообрядцы белокриницкого согласия вели значительную патриотическую деятельность, отличаясь от православной церкви только более узкими масштабами этой деятельности. Архиепископия находится в очень стесненном положении в отношении помещения, лимитирующего в значительной степени всю ее деятельность.

До войны, помимо московской архиепископии, признанным и авторитетным центром являлась белокриницкая митрополия во главе с митрополитом Тихоном Качалкиным, румынским подданным, бежавшим при отступлении гитлеровцев и скомпрометировавшим себя тесной связью с ними. В настоящее время Тихон Качалкин, окруженный группой своих единомышленников и находящийся в г. Васлуй (Румыния), пытается, опираясь на «каноническое право», вернуть свое прежнее положение, что может внести организационное раздробление в среду старообрядцев. Это обстоятельство и необходимость организационного упорядочения всей церкви под управлением Московского центра, который будет играть роль единого Центра не только для старообрядцев в СССР, но и старообрядцев, живущих в других странах, выдвигают задачу укрепления центра и повышения его престижа. С этой целью Совет намечает следующее:

1. Предоставить для архиепископа Иринарха и Совета при нем помещение, являющееся частью (второй этаж) бывшей старообрядческой богадельни (Рогожский поселок, № 1), занятой в настоящее время Таганским РОНО под вечернюю школу рабочей молодежи.

2. Оказать помощь в ремонте и оборудовании помещения путем отпуска необходимых строительных материалов.

3. Разрешить созыв весной 1946 года церковного собора с ориентировочным количеством делегатов в 60–70 человек. Собор должен будет учредить московскую митрополию и избрать митрополита; осудить прогитлеровскую деятельность Тихона Качалкина; принять устав, определить количество и границы епархий и решить вопрос об объединении с другими старообрядческими течениями – беглопоповцами и неокружниками.

Беглопоповцы – довольно многочисленное течение старообрядцев, обнаруживающее в настоящее время стремление к объединению с белокриницким согласием. Совет не препятствует этому стремлению и предполагает, что объединение будет осуществлено указанным выше собором.

Прочие христианские религиозные организации

К ним относятся: молокане, духоборы, методисты, новый Израиль, апокалипсисты, хлысты, скопцы и т. п. Каждая из этих организаций имеет незначительный удельный вес и сравнительно небольшое распространение. Всего учтено 96 общин этих наименований. По мнение Совета вопрос об их регистрации должен решаться в каждом конкретном случае и в зависимости от политической окраски общин, форм их деятельности и что касается таких организаций, как так называемые «краснодраконовские» толки у старообрядцев-беспоповцев, или скопцы, хлысты, сатанисты и проч., как имеющие резко выраженное антисоветское направление, или изуверский характер, то они не рассматриваются Советом в качестве объектов его работы.

Мусульманское вероисповедание

Сейчас учтено около 500 фактически действующих мечетей. Эта цифра не отражает истинного положения, так как, во-первых, учет пока еще неточен и, во-вторых, религиозные запросы большинства мусульман до сих пор удовлетворяются незарегистрированными муллами, ведущими свою деятельность эпизодически.

Религиозные настроения среди мусульман в настоящее время находятся в стадии подъема и охватывают значительную часть населения, особенно Средне-Азиатских республик. Существующие религиозные центры – четыре духовных управления мусульман, распространяющих свою деятельность на РСФСР, Среднюю Азию, Северный Кавказ и Закавказье, вполне работоспособны и удовлетворительно выполняют свои функции в деле регулирования жизни и деятельности религиозных общин. Однако практика настоятельно требует еще большей централизации управленческого аппарата, т. е. создания Всесоюзного центрального духовного управления мусульман. Кроме само собой разумеющегося значения такого центра в деле более четкого организационного руководства религиозной жизнью и координации деятельности территориальных духовных управлений, он должен будет иметь серьезное политическое значение.

Необходимость создания такого религиозного центра выдвигается руководителями духовных управлений.

Очередными мероприятиями Совет считает следующее:

1. Организовать в Москве в 1946 г. расширенное совещание мусульман от всех четырех духовных управлений по вопросу о создании Всесоюзного центра.

2. Наметить в качестве главы центра, т. е. Великого муфтия мусульман СССР, председателя Средне-Азиатского духовного управления Ишан-Бабахана Абдул-Меджидханова. В качестве его заместителей наметить председателей остальных трёх духовных управлений – муфтиев Расулева, Али Заде и Гебекова и одного специально избранного заместителя, возглавляющего деловой аппарат центра.

3. Сохранить дальнейшее существование четырех духовных управлений.

4. Определить местопребывание Великого муфтия в г. Ташкенте и трех его заместителей в местах пребывания в настоящее время руководимых ими духовных управлений, т. е. в Уфе, Баку и Буйнакске.

5. Организовать в Москве деловой аппарат Всесоюзного центра во главе с одним из заместителей Великого муфтия. Предоставить для этого соответствующее помещение и материальные возможности. Не препятствовать открытию в г. Москве второй мечети.

Иудейское вероисповедание

Учтено 105 синагог и молитвенных домов. Наиболее характерная особенность еврейских религиозных общин заключается в определенно выраженном стремлении придать им значение не столько религиозных, сколько общественно-политических организаций, являющихся выразителями и носителями национальных интересов всего еврейского народа, Зарегистрированы случаи, когда авторы заявлений, ходатайствующих об открытии синагог, откровенно говорят, что как они сами, так и лица, представляемые ими, далеки от религии и добиваются организации общин, лишь как единственной формы национального объединения. В том же плане отмечаются попытки использовать религиозные общины в качестве своеобразных посредников между «еврейской общественностью» и Советским правительством по вопросам национального и государственного самоопределения.

Попытки некоторых руководителей еврейских религиозных общин придать синагоге характер чисто религиозный встречают со стороны националистически-настроенных элементов резкое сопротивление и обвинения в проведении «ассимиляции» еврейства и фактическом уничтожении его как национальности. Борьба с указанными особенностями при таком положении, когда синагоги существуют совершенно самостоятельно, крайне осложнена.

По мнению Совета, сейчас назрела потребность в создании Всесоюзного религиозного центра.

Указанный центр должен быть не только консультативно-религиозным (это соответствует вековым традициям иудаизма), но главным образом административно-религиозным центром.

Возглавленный признанными авторитетными еврейскими религиозными деятелями, реалистически оценивающими положение, такой центр должен будет свою работу направить на то, чтобы лишить еврейские религиозные общины их политической и национальной окраски.

В этом плане Совет намечает созыв в Москве в 1946 году совещание наиболее авторитетных деятелей еврейских религиозных общин, которое изберет Главного раввина СССР, Совет при нем и выработает единый устав для религиозных общин.

В качестве общего мероприятия, которое надо распространить на все религиозные культы, Совет считает необходимым издание Постановления Совнаркома СССР, дающее им права, аналогичные предоставленным Русской православной церкви. Проект по этому вопросу прилагается.

Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР Полянский

Государственный архив Российской Федерации.

Ф. Р.- 6991. O п. 3. Д. 10. Л. 129–141. Машинописная копия.

Исторический архив. 1995. № 4. С. 128–135.

 
 

 



Категория: Документы XX в. | Добавил: samstar-arhiv
Просмотров: 1920 | Загрузок: 0
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz