Докладная записка Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Куйбышевской области за первые три месяца его деятельности. Наш сайт размещает документ с сокращениями - публикуются фрагменты, посвященные старообрядцам. Вторая страница докладной записки в деле отсутствует.
Документ хранится в Государственном архиве Самарской области (ГАСО). Орфография и пунктуация сохранены.
л.4
Сов. секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВНАРКОМЕ СОЮЗА ССР
тов.Полянскому И.В.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
О деятельности религиозных культов на территории Куйбышевской области и гор.Куйбышева
по состоянию на 1 апреля 1945 г.
по гор. Куйбышеву.
(на первой странице докладной записки (л.д.4) идет речь о еврейской синагоге, текст на оборотной стороне отсутствует, затем сразу идет третья страница докладной записки, т.е. лист 5 архивного дела – прим. «Самарского староверия!)
л.5
пы число последователей этого толка в гор. Куйбышеве достигает 2 тысяч человек. От группы верующих этого толка поступило ходатайство об открытии молитвенного дома в ранее принадлежащей им церкви на ул Обороны № 70, которое сейчас занято под общежитие механического техникума.(1)
по гор.Сызрани.
В городе Сызрани действующих молитвенных домов, кроме Русской православной церкви нет. Но в марте месяце в горсовет поступили ходатайства об открытии молитвенных домов от гркппы Евангельских христиан и баптистов, насчитывающих своих членов до 50 человек, и от группы старообрядцев «Белокриницкой иерархии», насчитывающей до 260 человек.
…
По районам области.
…
За последнее время заметно начали активизироваться группы старообрядцев различных толков и согласий. Так, в Шигонском районе в дер. Печерские высолки имеется группа «Спасово согласие», насчитывающая, по заявлению верующих, около 40 человек. Члены этой группы собираются нелегально по 10-15 человек в частных домах. Все они являются члекнами колхоза. Но, как заявил представитель этой группы, им «мешает милиционер», который не дает собираться. В Кошкинском районе в с.Кошки, также имеется группа старообрядцев «Спасово согласие», насчитывающая свыше 70-ти человек.
…
Обо всех этих группах верующих мною поставлены в известность соответствующие райисполкомы и райкомы ВКП (б), которые до сих пор не знали о их существовании.
л.4 об.
...
2. О ХОДЕ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ.
К регистрации религиозных обществ мною приступлено во 2-й половине марта. По состоянию на 1 апреля поступило 12 заявлений с ходатайством о регистрации религиозных обществ. Из это-
л.6
го количества мною, пока что зарегистрировано всего только 3 общества мусульманского вероисповедания.
...
3. О ПОДАННЫХ ЗАЯВЛЕНИЯХ И ХОДАТАЙСТВАХ ОБ ОТКРЫТИИ МОЛИТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.
За период с 1 января по 1 апреля 1945 года в адрес Уполномоченного Совета по делам религиозных культов поступило 8 заявлений верующих с ходатайством об открытии молитвенных зданий. В том числе:
…
7. От старообрядцев крестовоздвиженской церкви Белокриницкой иерархии гор.Сызрани об открытии Крестовоздвиженской церкви.
8. От старооборядцев «Спасова согласия» - дер. Печерские
л.6 об.
выселки, Шигонского района об открытии молитвенного здания
Из всех поданных заявлений до сих пор ни одно не рассмотрено, т.к. три из них возвращены подателям на дооформление, а по 5 заявлениям посланы в райисполкомы задания на заключение о техническом состоянии указанных в заявлениях зданий и сделаны запросы чем эти здания заняты в данное время.
Возрастной контингент верующих, подавших заявления об открытии молитвенных зданий, состоит преимущественно из стариков преклонного возраста, но в отдельных группах есть молодежь 1925-1926 и даже 27 года рождения. Это особенно наблюдается среди мусульман и старообрядцев.
4. ВЫВОДЫ
Усилившаяся за последнее время активизация различных религиозных групп и направлений является результатом того, что во-первых, недостаточно ведется массово-политическая работа среди колхозников и колхозниц, в особенности мусульманского вероисповедания, во-вторых, факт создания Советов по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов при СНК СССР только дошел до рядовых колхозников, в особенности это заметно после Всероссийского Собора Русской православной церкви и популяризации итогов его работы.
До этого же религиозные «активисты» не смели открыто выступать с ходатайствами, боясь, как бы им не попасть в НКВД. Хотя и сейчас со стороны отдельных советских работников есть случаи административного запугивания верующих. Характерный случай имел место в Похвистневском районе, о котором рассказал секретарь райисполкома т.Ендураев «когда верующие мусульмане подали в райисполком ходатайство об открытии мечети, так мы вместе с начальником райотделения НКГБ вызвали их в кабинет и так их там пробрали, что они забрали ходатайство обратно и теперь больше не являются».
Большинство же райисполкомов вопросами деятельности религиозных культов на территории их районов не интересуются совершенно, что видно в их полной неосведомленности о наличии в районах тех или иных религиозных групп и о их деятельности. Даже в гор.Куйбышеве руководители горсовета не знали какие религиозные группы в городе работают и не знают, где, какие и чем заняты молитвенные здания, кроме русской православной церкви.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СНК СССР по Куйбышевской области и гор.Куйбышеву
/Ф.Работалов/
ГАСО, Ф.4089, оп.1. д.2
Примечания:
1. Речь идет об общине беглопоповского согласия. которая имела храм на ул.Обороны, 70 (позднее был разрушен)
Набор и публикация И.Будкиной
|