Г.И.Х.С.Б.П.Н. Аминь
1-й вопрос
Признавать ли брак законным, оформленный и записанный в гражданском отделе ЗАГС, без молитвословия?
Ответ:
Брак считать законным, тем паче, если на то было дано родительское согласие и благословение. Матфей канонист по этому поводу пишет: в церкви Христовой на востоке существующей, во все времена Василия Великаго и далее законные супружества совершались токмо согласием мужа и жены и благословением родителей (его книга 5, глава 3). Если же вступят в брак против воли родителей своих, то по правилам Василия великаго подлежат запрещению. Хотя бы родители их потом и дали согласие, но за первое ослушание брачующихся подлежат 3-х лет запрещению (правило Василия Великаго 38-е)
2-й вопрос
Можно ли принимать на молитву и покаяние верную, состоящую в браке с неверным, и можно ли крестить детей от таковых?
Ответ:
Можно (Зонар, прав. 12-е). «верная часть да приходит к отцу духовному принимати заповеди святыя от него и в церковь непрестанно входит, на молитвы и службы святыя усердно дерзает. Дети же, аще породят, да дерзает верная часть во истинную веру наставляти их».
3-й вопрос:
Имеют ли право родители расторгать брак детей?
Ответ:
Не имеют. «Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Евангелие от Матфея, зачало 78-е). «яко же бо неподобно есть плоть свою рассекати, тако и совокупившихся законно растерзати» (Еванг. благов. Мф. л.148). Как Христос с Церковью Своею пребывает вечно, так и супружнии должны пребывать неразлучны до самого прекращения своей жизни. Нарущающих же сие Божественное установление Господь страшно претит через пророка Давыда: проклят уклоняющийся от заповедей Твоих (Псл. 118, стр.21).
4-й вопрос:
Можно ли в соборной службе делать дополнения какие-либо?
Ответ:
Нельзя (Церковное Око, л.7 на обороте)
5-й вопрос:
Может ли четвероженец посещать клирос, если он истинно верующий и хорошего поведения?
Ответ:
Не может. Строго запрещается правилами Святых Отцов «четвертому браку никако же дерзновения имети, но бытии отверженному отнюдь: и аще кто на таковое приити сожаление изволит, всякаго лишен будет церковного Собора, и того иже во Святую церковь входа чюжд, дондеже аще пребывает в сожитии (Кормчая, глава 53-я). Многоженцы же рекше четвероженцы, иже паче и блудодеяния согрешают (Кормчая, гл.7, в правиле 3).
6-й вопрос:
Можно ли мужу, оставившему свою женуи жившему с другою, вновь возвратиться к первой?
Ответ:
Можно (прав. Василия Великаго 9-е и 21-е). За содеянный же грех муж подлежит запрещению: если жил со свободною, примет запрещение блудника, а если с разведенною, запрещение прелюбодея.
7-й вопрос:
Можно ли нужды ради совершать дома самому круг соборной службы, если таковая в храме не совершается?
Ответ:
Запрещения не имеется. Совершение круга церковной службы иноками келейно, и мирянами, в древности допускалось, смотри Часослов, в начале полунощницы и в псалтырив окончании канона за единоумершаго. Только оставляются молитвы священнические. Если же мирянин совершает службу у себя дома, пренебрегая церковь Божию, подлежит проклятию: Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается, и не радя о церкви и церковная хощет творити, не сущу с ним презвитери, по воли Епископии, да будет проклят (Кормчая, гл. 8-я пр.7-е)
8-й вопрос:
Можно ли принимать на общую молитву и на покаяние родителей, дети которых живут в не законном браке, как прелюбодей?
Ответ:
Если родители не давали согласия на беззаконный брак, то они достойны снисхождения и не подлежат наказанию. «Да не умрут отцы за сыны ни сынове да не умрут за отцы, но кождо за свой грех да умрет» (Кормчая, гл.45-я, пр.5-е)
Наставник Ив. Ваконья
г.Рига. 25 декабря 1954 г.
Из архива Самарской поморской общины
Наша справка:
Иван Иульянович Ваконья (ок.1883 - 1965) — известный духовный наставник Поморской Церкви, вероучитель. Учился в Гребенщиковском старообрядческом училище, затем окончил Петроградское народное училище. С одиннадцати лет состоял в причте РГСО. После воинской службы (1904-1906 гг.) на протяжении многих лет работал учителем народных школ Казанской, Тамбовской, Витебской губерний. Участник 1-го Всероссийского собора старообрядцев-поморцев в Москве (1909 г.). На Всероссийском съезде по народному образованию (Двинск, 1911 г.) в качестве учителя Калкунской школы выступил с докладом "Как вести обучение церковному чтению". В 1930-х преподавал на курсах вероучителей при Виленской общине. Сотрудничал с журналом "Щит Веры" и староверческими изданиями Латвии и Польши. Автор певческих пособий "Песнослов", "Ирмосы наонные". С 1936 г. - наставник Елгавской общины, затем до 1950 г.- ряда общин Даугавпилсского р-на. С 1950 г. - наст. РГСО, в 1951-1956- ее председатель.
Симеон Яковлевич Московский (2.04.1884 - 1957) - наставник первой Куйбышевской (ныне - Самара) поморской общины брачного согласия
|