Архивы Самарского староверия Четверг, 2024 Апр 25, 02:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Фотографии из личных архивов [111]
Документы, письма [6]

Главная » Файлы » Документы из личных архивов » Документы, письма

Письмо саратовского старообрядца-беглопоповца архиепископу Новозыбковскому, Московскому и всея Руси Павлу
[ ] 2007 Ноя 20, 19:39

Письмо старообрядца-беглопоповца из Саратова Федора Полуэктова  адресовано архиепископу Новозыбковскому, Московскому и всея Руси Павлу. Копия  с собственноручно сделанными отметками автора письма была направлена   также  епископу Куйбышевскому Григорию и "всей Куйбышевской старообрядческой епархии".   

Письмо - это взгляд активного провинциального старообрядца-беглопоповца на трагическое разделение белокриницких и новозыбковских христиан.

  

Полуэктовы - фамилия известная в беглопоповском согласии. Самарские купцы Полуэктовы в XIX - начале XX вв. были попечителями самарской беглопоповской общины и многочисленных общин беглопоповцев в Самарской губернии.  Пока сложно сказать, самарского ли корня саратовские Полуэктовы. Но автор письма, Федор Максимович Полуэктов, был активным деятелем саратовского староверия, участником соборов и съездов.  Впервые его имя встречается в списке участников собора 1925 г. в Хвалынске, где он с правом решающего голоса представлял общину с. Базарный Карабулак Саратовской области.

  

Письмо архиепископу Павлу Федор Максимович писал на склоне дней, в преддверии близкой смерти. Не сиюминутные выгоды,  не дипломатические или житейские соображения сподвигли его на это. Единственное и искреннее желание - прекратить вражду и увидеть христиан двух согласий, едиными устами и единым сердцем воспевающих Бога - двигало им.

  

Орфография и пунктуация документа сохранены. 

  

  

                               САРАТОВ    Г.И.Х.С.Б.П.Н. Аминь

                                    ГОСПОДИ    БЛАГОСЛОВИ !

  

 

Его Высокопреосвященству Архиепископу древле православной Иерархии ПАВЛУ Н0В03ЫБК0ВСК0МУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ.

 

Владыко Святыи и Батюшка Афанасий шлю Вам и всем Вашим сослуживцам Христианский привет, желаю Вам от Господа Бога доброго здравия и душевного Спасения.

 

Под влиянием, ожидания предстоящего конца моей земной  жизни и моего желания, хотя бы на конце ея услышать решение нашего духовного Совета о разрушении средостения без причинной вражды разделения Православных Христиан (старообрядцев), чтобы   едиными устами и единым сердцем воспевати и славити Бога во Святой Троице.

  

При сем посылаю Вам мой краткий разбор о разделении старообрядцев двух согласий, приемлющих священство.

 

РАЗБОР О ЦЕРКОВНОМ РАЗДЕЛЕНИИ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН-СТАРООБРЯДЦЕБ ПОПОВЩИНСКИХ СОГЛАСИЙ (АВСТРИЙЦЫ И БЕГЛОПОПОВЦЫ).

 

До периода наших Всеросийских съездов в гор.Вольске, между двумя вышеназванными Согласиями был лишь   раскол, но когда нашим Всероссийским съездом было постановлено признать Белокриницких старообрядцев,  имеющих начало от присоединения к ним Греческого Митрополита Амвросия   - еретиками 1-го чина, и переходящих от них к нам стали перекрещивать как еретиков 1-го чина. Тогда как нам всем хорошо известно Белокриницкие признают крещение совершаемое только трехкратным   погружением и возгружением,  окупывая в освященную воду  с головой привозглашении Святыя Троицы (во имя Отца и Сына и Святого Духа).

 

Можно ли дерзнуть тако крещаемых во второй раз крестить, не являемся ли мы автоматически подпавшими под мерку еретиков: Новатиан, Донатистов и разных перекрестов, которые считали только Себя чистыми и приходящих к ним всех перекрещивали, за такие их еретические действия, собор Святых Отцов предали их проклятию.

 

Не пора ли бы некоторым нашим из духовных лиц, крепко державшимся Постановления Вольского Съезда и в своих выступлениях на духовном совещании в Новозыбкове, призывавшие неуклонно держаться Постановления Вольского Всероссийского съезда о признании старообрядцев приемлющих священство происходящее через присоединившегося к Русским старообрядцам в Белой Кринице в 1848 г. Греческого Митрополита Амвросия - еретиками 1-го чина как Ариан.

 

Да, пожалуй пора бы просветиться светом разума и отменить такое ошибочное Постановление Вольского съезда.

Если мы заглянем в прошлое в историю Церкви Христовой, то  нам будет известно, что отменялись Постановления даже Соборов Святых Отец, если Постановления ошибочно не были основаны на ИСТИННОМ смысле Святого писания, если мы примем во внимание, то что могли входить в ошибку даже Святые отцы, то тем более как наши Вольские Съезды руководимые под влиянием наших тогда священников приходящих к нам от Никоновской ереси , в большинстве не по убеждению, а по житейским выгодам.

 

Возьмем к примеру: Главный наш начетчик Даниил Кононович Глухов,  Рыбалов и Рубанов К.Г. (не так уж отличавшиеся святостью жития) то вполне следовало бы постановить данный вопрос на обсуждение нашего духовного высшего Управления об отмене такого ошибочного Постановления Вольского Съезда и тем искупился бы грех сей наших предков впавших в ошибку, по наущению клеветнической лжи, исходящей из уст миссионеров Никоновской Церкви и Себя освободили бы   пред Богом от тяжкого греха - перекрещивания крещеных истинным крещением, а так же и разрушим средостение долго длившейся вражды между Православным Христианством будет не малая польза, а особенно наши духовные церковные руководители ратующие за дело разрушения Богоненавистной вражды и водворения Христопреданного Мира среди Православного Христианства, были бы уподоблены блаженства каковое обещал Сам Христос в Своей нагорной проповеди.

 

Но могут мне сказать, что не всякий мир полезен для душ человеческих, нельзя иметь мир со враги Божиими это совершенно верно. Святой апостол евангелист Иоанн Богослов пишет:"Не всякому духу веруйте, но искушайте, аще от Бога есть - и поясняет -   Всяк дух иже исповедует Исуса Христа в плоть пришедша от Бога есть, и всяк дух иже не исповедует Исуса Христа в плоть пришедша,  от Бога несть, сей есть антихристов". Он же глаголет: "Аще кто придет к вам   и сего учения не приносит не приемлите его в дом свой и радоватися ему не глаголет, глаголяй ему радоватися сообщается делом его злым."

 

А что касается иметь вражду среди Православных Христиан одинаково исповедающих свою веру как в догматах, так же и во всех церковно-жизненных обрядах, ни единой нет разницы, но есть лишь со стороны наших общих врагов ходячие обвинения на Белокриницкую иерархию, которыя якобы стоят на пути к примирению двух братиев по вере, все такие обвинения строились нашими общими врагами миссионерами Новообрядческой господствующей тогда в России церкви, и все эти обвинения вымышленные, давным давно все исторически разобраны и опровергнуты как не имеющие правдивости. Ибо эти клеветы существовали лишь для того, чтобы держать нас во вражде между собой и во что бы то ни стало не допустить соединения Святых Божьих Церквей вопреки Евангельского учения.

 

В нашем единении наши враги видели для себя угрожающую силу. За последнее время во главу угла разделения старообрядческих церквей двух поповщинских согласий, стоит вопрос о Греческом крещении, якобы   в Греции нет правильного крещения в три погружения как об этом написал Арсений Суханов в своей книге как он с греками спорил о вере. Он греков обличал, что в Греции нет ни одного человека крещенного правильным крещением, вот на таком Сухановском описании некоторые строили свое предположение. Что может быть и Митрополит Амвросий крещен обливанием, а не. трехпогружательно.

Но вот в то же самое время наш последний благочестивый патриарх Иосиф на публичных прениях в Москве между Лютеранской и Русской Православной церквами во время царствования Михаила Федоровича 1-го из дома Романовых, вопрос обсуждался о крещении. Патриарх Иосиф с жаром тогда доказывал, что правильное крещение творимое в три погружения каковое| принято от Святых Апостолов и мы русские и греки до днесь свято храним, крещение же творимое обливанием считаем не правильным и за крещение не признаем, что мы можем прочесть в хранящихся в Московской библиотеке "Записки о прениях", в прениях принимали участийе тогда два греческих Митрополита.

 

Таким образом, пред нами два свидетеля одного времени говорящих о тех греках. Первый, это Арсений Суханов, Второй - Патриарх Иосиф - кому лучше доверить? Предоставим ответ на этот вопрос беспристрастной человеческой совести. При сем не лишнее считаю сказать, что когда Суханов вернулся из второй поездке в Грецию, то Патриарха Иосифа в живых уже не было, престол занял Никон. Он поручил Арсению Суханову исправление Богослужебных книг старопечатных на новые.

 

Ещё несколько слов о греческом крещении, там до последнего времени сохраняется трехпогружательное крещение»и латинян они продолжают принимать первым чином. Кстати приходиться сказать о русской Новообрядческой церкве, то в Синодальной типографии в С-Питербурге в 1724 году впервые была напечатана книга, в которой защищается поливательное и окропительное   крещение под названием "Истинное оправдание поливательного крещения," автор Архиепископ Афанасий Прокопович, напечатана по благословению Синода, в ней говорится: "Таинство крещения - яко погружением, тако и возлиянием творимое равночетное и равносильное есть." (лист 7) и в другом месте: "Таинство святого крещения поливанием действуемое равно как и творимое погружением, быти правильное, важное и сильное есть."(лист 50).

 

Вот с того время в русской новообрядцеской церкве начало практиковаться обливательное крещение, а мы принимали от русской церкви священников вторым чином, то есть не перекрещивая в сущих их сане, можем ли мы осуждать или обвинять за это наших предков и зато, что они приняли так же в 1923 году от Никоновской церкви Архиепископа Николу в сущем сане? Конечно   нет, нельзя обвинять во-первых поэтому, что они наши предки были глубоко верующие, горячо стремились о спасении своих душ,  они хорошо знали,  что без Священства несть Спасения, а так же знали и 8-е правило 1-го Вселенского Собора Св.Отец, а во-вторых, наши предки знали, что не сразу по всей русской стране стало практиковаться обливание, в начале эта ересь была принята лишь в западных губерниях, а  в центральных ещё порядочное время удерживалось трехпогружательное крещение, а по этому наши предки, при приеме приходящих от Никониан,  очень строго и осторожно разбирались из какой губернии приходящий и если   бы Архиепископ Никола Позднев был   не Саратовец, тогда его не приняли бы вторым чином, т.е. в сущем сане.

 

А теперь, если нам подумать, положа руку на сердце, что русские наши старообрядцы, бежавшие от Никоновского гонения и жестокого преследования за исповедание старообрядческого правоверия - за границу в Австрийскую Империю, где Австрийский Император дал им разрешение свободно исповедывать свою веру. Надо полагать, что они были знакомы   и с канонами церкви Христовой, так же как и мы были верующие в истинного Бога, так же стремились ко спасению своих душ, чтобы унаследовать вечную жизнь во Царствии Небесном ибо среди них были высоко грамотные.

 

В заключении нужно сказать, могли ли они небрежно отнестись к делу востановления старообрядческой иерархии как клевещут о них разного рода враги их.

 

В 101-ом правиле ов.Корфагенского Собора читаем;  "Язволиша послати грамоты ко Инокентию смиритеся друг ко другу Римстей и Александрийстей Церквома толкования неких ради вин раскол оысть, между Римстей и Александрийстей Церковью и гнев и места между собою Римский и Александрийский Папа. Изволиша отцы грамоты послати к Инокентию Папе Римскому, яко да смиритися друг ко другу обе Церкви и да храните Мир его же Господь предал рек: "Мир даю вам, Мир Мой оставляю." И паки смиритися между собою (кормчая Лис.158).

 

И кроме сего ещё во дни Патриарха Николая, царь Лев, именовавшийся философом, вступил в четвертый брак, но Патриарх нашедши это противным преданию Святия Церкви отлучил и самого царя и повенчавшего его священника от церковного общения, тогда царь не вынося этого согнал с престола Патриарха Николая и на его место возвел Ефимия и от сего произошел раскол Православной Христовой Церкви, продолжавшийся 90 лет. За такой период в Церкви были великие смятения сего ради, что на высоту святительства возводились хромые и слепые, сиречь грубые и не книжные. А потом при царях Романе и Константине разрушили эту вражду, стали едиными уста и единым сердцем воспевати и славити в Троице Единого Бога.

 

Бот этому примеру и нам надлежит последовать ради спасения душ наших. Ибо без Мира и без Любви, несть Спасения.

 

За сим прошу Вас Христа ради простите меня грешного и благословите. С искренним к Вам христианским приветом

 

Ф.ПОЛУЭКТОВ.

Категория: Документы, письма | Добавил: samstar-arhiv
Просмотров: 1822 | Загрузок: 0
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz