С 14 ноября в Самарском епархиальном музее работает выставка икон Сызранской школы из собрания московского коллекционера и исследователя Андрея Александровича Кирикова.
Интерес А.А. Кирикова к сызранской иконе не случаен – родом он из Ульяновской области (бывшая Симбирская губерния). Именно к Симбирской губернии относился до 1918 г. небольшой городок Сызрань (ныне – Самарская область). Сызрань была местом старообрядческим: здесь действовало большое федосеевское общество (заметки о нем оставил бывший федосеевец, а затем антистарообрядческий миссионер Павел Прусский – также уроженец Сызрани), существовала крупная община брачных поморцев, был большой приход старообрядцев белокриницкого согласия, проживало немало спасовцев. И сегодня здесь есть храм РПСЦ, поморский храм, группа федосеевцев-необщинников, а также группы прихожан РДЦ и спасовцев.
Именно в Сызрани в начале XIX в. возникла самобытная иконописная школа староверов-поморцев, которая приобрела впоследствии известность далеко за пределами Поволжья.
Более пятнадцати лет А.А.Кириков собирает иконы Сызранской школы. Иконы из его собрания не раз были представлены на крупнейших выставках, в частности на выставке в музее им. Андрея Рублева, посвященной 100-летию провозглашения свободы вероисповедания в России. Но в Самаре, пожалуй, впервые, собрание А.А.Кирикова представлено столь полно.
На выставке – более 60 икон сызранских мастеров-поморцев. Представлены как иконы с клеймами мастеров-иконописцев, так и безымянные, однако своеобразный стиль и ряд иных косвенных признаков позволяют уверенно относить их к Сызранской школе. Среди экспонатов – работы известных иконописцев Давыда Васильевича Попова, Федора Архиповича Бочкарева, а также наиболее известного сызранского мастера – Александра Архиповича Бочкарева.
К сожалению, лишь на открытии выставки Андрей Александрович Кириков отметил, что представленные на выставке иконы написаны староверами-поморцами. Для посетителей выставки факт старообрядческого происхождения икон остается неизвестным – иконы названы православными – и на этом поставлена точка. А ведь посетителям выставки было бы интересно узнать, как и в каких условиях работали мастера-поморцы. Например, в фондах Государственного архива Самарской области имеется дело о «раскольнической иконописной мастерской» Д.В.Попова. Власти несколько раз разрушали его мастерскую, а самого Давыда Васильевича арестовывали, отправляли в ссылку. Теперь иконы его письма – одно из украшений выставки.
Работа выставки продлится до 30 ноября с.г. К изданию готовится каталог выставки.
|