Итак, визит высокопреосвященнейшего Андриана, митрополита Московского и всея Руси, главы Русской Православной Старообрядческой Церкви в Самарскую область завершен.
В разделе «Новости» мы разместили краткую информацию о визите (краткую – потому, что о каждой поездке и каждой встрече митрополита сказано лишь несколько слов, но и эта краткая информация многократно превысила объем обычного новостного сообщения – ибо в эти несколько дней вместилось такое количество дел, которое явно превышает человеческие возможности). Теперь хотелось бы вспомнить основные события визита и подвести некоторые итоги.
Визит этот, без сомнения, войдет в историю самарского староверия. Последний раз глава белокриницкого согласия архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) посетил Самару в 1913 году. В те времена Самара была центром Самарской епархии Древлеправославной Церкви Христовой, приемлющей священство белокриницкой иерархии. И хотя с 1912 г. епархия была вдовствующей, белокриницкое согласие в Самаре процветало. Община насчитывала более тысячи человек только по официальным, многократно заниженным данным, имела прекрасную моленную, при которой служили протоиерей и несколько иереев, собиралась строить новый каменный храм, на закладку которого и был приглашен архиепископ Иоанн.
Но потом ситуация изменилась: революция, гражданская война, закрытие храма и конфискация церковного имущества, преследования верующих, продолжающееся вдовство епархии, - все это ослабляло белокриницкую общину Самары. Но самарские белокриницкие старообрядцы были упорны. Поиски епископа завершились в 1928 г., когда на Самарскую кафедру был рукоположен владыка Иринарх, будущий архиепископ Московский и всея Руси. Самарские старообрядцы воспряли духом, но радость их была недолгой: в 1931 г. владыка Иринарх был арестован по обвинению в контреволюционной деятельности. Епархия вновь осталась без епископа, верующие молились по домам, но вплоть до 70-х г.г. ХХ в. в Самаре был свой иерей, который тайно совершал богослужения и требы. С начала 70-х г.г. Самару окормлял сызранский иерей Леонид Гусев, с 90-х г.г. и по настоящее время – его сын, сызранский иерей Георгий Гусев. К сожалению, с 70-х г.г. ХХ в. богослужения стали проводиться лишь в Сызрани. Самарские прихожане первоначально ездили в Сызрань, но со временем такие поездки стали все более редкими: пожилых людей подводит здоровье, да и средств на поездку нужно все больше и больше: число дешевых электричек сокращается, а билет на поезд не всегда по карману пенсионеру. Самарская община несколько раз обращалась к городским властям с просьбой вернуть храм, но просьбы услышаны не были. И потому настрой у общины до недавнего времени был не самым оптимистичным: многие старообрядцы стали считать, что старообрядческой митрополии нет до них дела, что Самара для митрополии – бесперспективный регион, и что со смертью стариков община прекратит свое существование.
События конца мая 2004 года всколыхнули общину: храм, который она столько лет пыталась вернуть, городские власти собрались передавать Самарской епархии РПЦ (МП). На какую-либо поддержку митрополии самарские старообрядцы не рассчитывали, и тем неожиданнее для них она оказалась. В конце мая все местные и ряд центральных СМИ отрапортовали о передаче храма новообрядческой епархии, а в начале июня управляющий делами митрополии протоиерей Евгений Чунин уже передал в Отдел внешних церковных связей МП документы об исторической принадлежности самарского храма старообрядцам. Через несколько дней в Самару прибыл представитель Московской митрополии диакон Димитрий Мартышин. Он провел собрание членов общины, встретился с представителями власти, осмотрел храм, собрал архивные документы и чертежи храма. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-6 августа в Москве, одобрил действия Митрополии по возвращению самарского храма местной старообрядческой общине и рекомендовал в качестве официального представителя Церкви в Самаре диакона Димитрия Мартышина. Примерно в то же время митрополит Московский и всея Руси Андриан лично обратился к губернатору Самарской области К.А.Титову и главе города Самары Г.С.Лиманскому с посланиями, в которых просил передать храм общине.
И вот, рано утром 24 сентября митрополит Московский и всея Руси Андриан в сопровождении Управляющего делами Московской Митрополии протоиерея Евгения Чунина прибыл в Самару рейсом из Новосибирска. В аэропорту владыку встречали священники из г.Сызрань Самарской области о.Леонид Гусев, о.Александр Черногор, а также диакон Димитрий Мартышин и члены самарской общины. Владыка благословил встречающих и в сопровождении о.Евгения Чунина и диакона Димитрия направился в Администрацию Самарской области, где состоялась встреча с министром культуры Самарской области О.В. Рыбаковой. В ходе встречи обсуждалась религиозная ситуация в Самарской области, положение старообрядческих общин, а также ситуация вокруг старообрядческого храма в Самаре, о передаче которого самарской епархии РПЦ (МП) объявили весной нынешнего года городские власти Самары. Министр культуры Самарской области заявила, что руководство Самарской области рассматривает действия городских властей как досадную ошибку, и заверила митрополита Андриана в том, что областные власти поддерживают требование Русской Православной Старообрядческой Церкви о возвращении самарской общине старообрядческого храма.
Затем владыка Андриан и сопровождающие его лица направились к старообрядческому храму. Митрополит Андриан внимательно осмотрел здание храма, поднялся на колокольню и даже ударил в колокол. После этого митрополит с сопровождающими отправился в Администрацию г.Самары, где состоялась встреча с заместителем главы города Самары по правовым и организационным вопросам В.И.Пархоменко и заместителем главы города Самары, председателем Комитета по управлению имуществом г.Самары Т.Е.Кузнецовой. В ходе встречи рассматривался вопрос о возвращении самарской общине старообрядческого храма. И если все обращения самарской общины, равно как и обращение митрополита Московского и всея Руси Алимпия, оставались без ответа, визит митрополита Андриана позволил сдвинуть дело с мертвой точки. Городские власти заверили владыку, что старообрядческий храм не будет передан самарской епархии РПЦ (МП), и, со своей стороны, просили владыку учесть, что здание храма город выкупил в мае-июне 2004 года у прежних владельцев – Станкозавода – с тем, чтобы разместить в нем помимо храма самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Двухэтажное здание храма, действительно, очень обширно, и помимо помещений, использовавшихся некогда в богослужебных целях, имеет просторные помещения, в которых когда-то размещалась старообрядческая школа, библиотека, архив и т.д. Стороны согласились, что необходимо рассмотреть различные варианты использования этих помещений, в том числе, возможность размещения в них культурных или исследовательских организаций, цели и задачи которых не противоречат идеологии Староверия. При этом представители городской администрации заверили митрополита Андриана, что без согласия РПСЦ помещения храма использоваться не будут.
После этого митрополит и сопровождающие отправились на обед. Члены самарской общины встречали митрополита хлебом-солью. После краткого отдыха митрополит Московский и всея Руси Андриан дал интервью корреспонденту одной из самарских газет. Затем состоялось собрание членов самарской общины, на котором шла речь о возрождении общины, ее основных проблемах и стоящих
перед ней задачах. Вел собрание митрополит Андриан. Управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений Чунин рассказал самарцам о том, как возрождаются общины РПСЦ в других регионах, как решают стоящие перед ними проблемы. Был намечен ряд мероприятий по активизации деятельности общины, а также определены основные задачи общины в связи с предстоящей передачей общине храма.
На следующий день митрополит Московский и всея Руси Андриан продолжал знакомиться с религиозной ситуацией в Самарской области. В частности, он встретился с Ответственным секретарем Поволжского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, Председателем Совета Самарской Поморской общины П.В.Половинкиным.
Обсуждались проблемы взаимодействия самарских старообрядческих общин с областными и муниципальными властями, религиозная ситуация в Самаре, Сызрани, Тольятти, где действуют официально зарегистрированные общины РПСЦ и ДПЦ.
Затем митрополит Андриан и сопровождающие ознакомились с экспозицией музея самарского старообрядчества.
В тот же день после обеда владыка Андриан, о.Евгений Чунин и диакон Димитрий выехали из Самары в Саратов, куда прибыли вечером 25 сентября.
У храма его торжественно встречали прихожане. Митрополит Андриан, протоиерей Евгений Чунин и диакон Димитрий провели вечернюю службу.
26 сентября митрополит Московский и всея Руси в сослужении протоиерея Евгения Чунина, и диакона Димитрия совершили Божественную Литургию в саратовском храме, после чего состоялось собрание саратовской общины. После этого митрополит Андриан в сослужении о.Евгения Чунина и диакона Димитрия совершил вечернюю службу и вместе с сопровождающими отправился из Саратова в г.Сызрань Самарской области, куда прибыл уже глубокой ночью.
Утром 27 сентября, в праздник Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня митрополит Московский и всея Руси Андриан в сослужении протоиерея Евгения Чунина, иереев Леонида Гусева, Георгия Гусева, Александра Черногора и диакона Димитрия Мартышина совершил праздничную в Крестовоздвиженском храме РПСЦ. В этот день прихожане Крестовоздвиженского храма отмечали не только престольный праздник, но и двадцатилетие освящения своего храма. В храм приехало много гостей из Самары, Тольятти, других городов и сел Самарской области. Все они приняли участие в Крестном ходе, который состоялся по окончании богослужения. Интерес к торжествам в Сызрани проявили и средства массовой информации. Съемочная группа одной из крупных самарских телекомпаний проводила съемку торжеств, а затем телевидение и несколько радиостанций Самары и Тольятти взяли интервью у владыки Андриана
Вечером сюжет о визите митрополита Московского и всея Руси и о торжественном богослужении в Сызрани был показан по областному телевидению. Позднее был показан и еще один, более подробный репортаж о визите митрополита и жизни старообрядческих общин Самарской области.
После богослужения митрополит Московский и всея Руси Андриан с сопровождающими встретился с руководством г.Сызрань, и отбыл в г.Тольятти Самарской области, где его торжественно встречали члены тольяттинской старообрядческой общины.
Сразу после этой теплой встречи митрополит Андриан и его спутники отправились на встречу с мэром г.Тольятти Н.Д.Уткиным. На встрече рассматривался вопрос о строительстве старообрядческого храма в Тольятти. Земля под строительство храма была выделена в одном из самых красивых мест города, но разрешение на строительство храма долгое время тольяттинская община РПСЦ получить не могла. Мэр города заверил владыку Андриана, что окажет личное содействие в том, чтобы этот вопрос был решен.
Вечером 27 сентября состоялась встреча митрополита Андриана с членами тольяттинской общины и представителями СМИ.
28 сентября митрополит Московский и всея Руси Андриан в сослужении о.Евгения Чунина и диакона Димитрия совершили молебен. После этого митрополит Андриан и протоиерей Евгений Чунин прибыли на железнодорожный вокзал г.Тольятти и выехали в Москву.
Уже сейчас можно сказать, что визит митрополита Андриана стал для старообрядцев Самарской области эпохальным. И дело не только в том, что трудами Первосвятителя Русской Православной Старообрядческой Церкви удалось решить вопросы, которые старообрядцы области не могли решить десятилетиями. Обещанное возвращение самарского храма и разрешение на строительство храма в Тольятти, безусловно, очень важны для самарской и тольяттинской общин. Но еще более важно другое: пастырское слово митрополита зажгло сердца местных староверов. Долгие годы находившаяся в рассеянии и упадке, самарская община белокриницкого согласия сплотилась и обрела надежду. В Воззвании к старообрядцам Самары, которое община подготовила сразу после отъезда митрополита, содержится призыв сообща, общими усилиями и общим христианским энтузиазмом приступить к восстановлению своей полноценной церковной жизни. Желаем чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви, проживающим в области, Божией помощи в этом благом деле!
|