Празднование Священной Пасхи Христовой в текущем году для старообрядцев Великого Новгорода было особенным, по меньшей мере, по двум причинам.
Во–первых, богослужения главного христианского праздника впервые за почти пять лет существования общины возглавлялись постоянным священником. Иерей Александр Панкратов, который с момента создания прихода в 2001-м году является председателем общины, был рукоположен в Москве митрополитом Корнилием 15 апреля нынешнего года, в субботу св.праведнаго Лазаря.
Во-вторых, для участия в службе в Новгород Великий из другого Новгорода -Нижнего - прибыла группа молодых певцов-старообрядцев (двое юношей и три девушки), вместе со своим наставником и руководителем, известным головщиком и знатоком знаменного пения Михаилом Фёдоровичем Никоновым.
Подготовка к проведению праздника началась ещё в Великую среду на Страстной седмице, когда прихожане во главе с новорукоположенным настоятелем провели в храме св. Иоанна Богослова на Витке генеральную предпасхальную уборку. Состоялось также небольшое собрание, на котором между членами общины были распределены обязанности по приёму гостей, организации праздничной трапезы и т.п.
С вечера Великого четверга, со службы Святых Страстей Христовых (известной в просторечии как «12 Евангелий»), начались ежедневные моления. Однако, как хорошо известно отнюдь не только из современной новгородской старообрядческой практики, в эти духовно-скорбные дни перед Торжеством Торжеств, и клирошан, и простых молящихся в церкви обычно немного. Это, увы, как правило, немногочисленные, зато, без преувеличения, вернейшие християне. Им и приходится нести существенные труды этих столь насыщенных духовно, но потому и особо продолжительных, богатых и чтением, и пением, а, следовательно, и, скажем прямо, утомительных для клирошан (особенно если таковых мало) богослужений. Тем более отрадным событием явилось прибытие в скромный новгородский храм в завершающей части службы Великой Субботы вышеупомянутых нижегородских певцов.
Непосредственно же во время духовного торжества Священной Пасхи они проявили себя, как говорится, во всей красе. Во-первых, гости участвовали во ВСЕЙ службе, практически с самого её начала в 19 – 00 и до окончания около 6- 00 воскресного утра. Во – вторых, они не только пели (причём на два клироса, мужской и женский), но и помогали новгородцам в некоторых храмово – хозяйственных заботах (вроде транспортировки столов для трапезы, переоблачения аналоев в светлые пасхальные пелены и т.п.). Один из юношей (имеющий церковный чин свещеносца) взял на себя обязанности пономаря и оказывал помощь в алтаре, что было очень важным для молодого священника.
Ну, а пение … О нём, право, очень трудно говорить, потому что его, конечно же, надо было слышать. За богослужением звучали песнопения не только знаменного в различных (более или менее протяжных) вариантах, но и демественного, и болгарского распевов. Неудивительно, что некоторые из прихожан, первоначально заявлявшие, что пробудут в храме после крестного хода максимум часа два, остались в стенах церкви до самого рассвета. Уйти с ТАКОГО богослужения оказалось просто невозможно, несмотря на усталость и из-за некоторых нестыковок получившийся двухчасовым расход (своеобразный перерыв) между утреней и литургией.
Следует отметить, что храм не опустел и с окончанием службы, после традиционного освящения яиц, куличей, пасох и прочих снедей. Для всех молящихся (а их количество примерно равнялось полусотне человек, что для новгородского прихода вовсе не мало) прямо в трапезной (западном притворе) церкви был поставлен стол, и состоялось общее разговение после Великого поста. За трапезой прозвучал ряд выступлений, в которых была отмечена особость Пасхи – 2006 для общины Великого Новгорода, её отличия от всех предыдущих. Некоторые из выступавших, растрогавшись, даже читали стихи собственного сочинения.
Программа пребывания нижегородских певцов в древнейшем граде Руси не ограничивалась участием в церковной службе. В 14-00 часов 23 апреля они посетили монастырь преп. Антония Римлянина, где в соборном храме Рожества Богородицы (построен в 1117-1119 гг.), являющемся доселе филиалом Новгородского музея (заведением, следовательно, светским), стали зрителями и слушателями выступления одного из юношеских хоров города. Члены этого коллектива (вполне непринуждённо расположившиеся для выступления на солее храма спиной к бывшему алтарю (в том числе девицы с непокрытыми головами), на вполне приличном академическом уровне исполнили ряд песнопений, как церковных (новообрядческих), так и светских, в числе коих были даже латиноамериканские(!). Руководитель хора, выступавший между номерами с комментариями, сетовал, что «в этом зале нет рояля». В общем, степень преемственности (вернее же, разрыва) «культурной элиты» современного Новгорода с прославившей сей град на весь мир християнской стариной, проявилась вполне. Следует ли и упоминать о том, что в выступлении не прозвучало НИ ОДНОГО песнопения, исполненного унисонно! Выходит, Латинская Америка для многих из нынешних россиян, увы, доселе гораздо ближе Древней Руси…
Впрочем, певцы-старообрядцы попытались несколько исправить столь явную и досадную несправедливость, по завершении концерта спев под древними сводами стихеры Святой Пасхи, а также приложившись к сохраняющемуся на соборной паперти камню, на котором преп. Антоний в XII веке чудесно прибыл в Великий Новгород из Рима. А завершился праздничный день вновь в храме св. Иоанна Богослова, богослужением и ещё одной общей трапезой.
Утром в Светлый Понедельник при участии нижегородцев была совершена божественная литургия. Затем состоялся визит в духовное сердце древнего города, собор св. Софии в Новгородском кремле. Вскоре после этого гости отбыли домой.
Новгородская же старообрядческая община, многие из членов коей обогатились в эту Пасху прежде неведомыми им духовными впечатлениями, осталась в ожидании решения своих насущных проблем, наиболее острой из которых, пожалуй, является сейчас обзаведение достаточно грамотными и молодыми собственными, а не приезжими клирошанами. Хочется выразить надежду, что со временем, помощию Божией и молитвами столь многочисленных святых «Великаго Нова града», просиявших в дониконовские времена, этот вопрос решится.
Настоятель храма св. Иоанна Богослова и, хотя и не многочисленная, но радушная община готовы в этой связи к любым контактам и переговорам. А уж гостей-то и паломников-богомольцев рады встретить, устроить и проводить по городу и его прекрасным древним святыням в любое время!
По материалам, предоставленным иереем Александром Панкратовым (Новгород)
|