Ниже Политехнического техникума, на берегу речушки Виннички лежит заброшенное кладбище. Неухоженные могилы густо заросли, на многих уже нельзя различить имени покойного, и только восьмиконечные кресты свидетельствуют, что здесь похоронены последователи Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Пожалуй, это самое мрачное место в Виннице. Особенно удручают свежеразрытые могилы - следы деятельности кладбищенских "гиен". Старообрядцы были людьми зажиточными, вот ворье и надеется золотишком поживиться с мертвых.
Как же появились в Виннице могилы известных старообрядческих пастырей - иерея Исидора Аггеевича и протоиерея Петра Исидоровича Кобзиных?
Время появления в Виннице первой старообрядческой общины установить не удалось. Во всяком случае 170 лет тому назад она уже существовала. В районе детской больницы на ул.50 лет Победы было старое кладбище и при нем часовня. Здесь хоронили своих родных и близких жители Старообрядческой Дубовецкой слободы. Ее крепкие каменные дома сохранились на нынешних улицах Островского и Ленинградской. Вот уже более полутора веков в центре слободы существует церковь Сошествия Святаго Духа. Первоначально деревянная, она после пожара была обложена кирпичом. Многочисленная паства приезжает к своему храму из разных районов Винницкой и соседних областей. Церковь перед войной закрыли. Во время оккупации немцы использовали храм, как конюшню. Лишь после войны он был снова открыт и в нем начал служить по древним правилам Петр Исидорович Кобзин, которого прихожане очень любили и помнят до сих пор.
Прошли годы. Многое изменилось в жизни, давно не хоронят на старом кладбище над Винничкой, и слободы уже нет. Но стоит храм Сошествия Святаго Духа и община продолжает свято хранить древние обряды нашей церкви.
Но вернемся к кладбищу. Процитирую письмо ныне покойной прихожанки РПСЦ - Сергеевой Валентины Моисеевны (моей бабушки), опубликованное 29 сентября 1994 года в "Винницкой газете".
"Немного истории. В 1921 году городские власти предоставили старообрядческой общине этот участок земли для кладбища. В это время тут было ровное поле. Приходской старообрядческий священник из расположенного недалеко храма Сошествия Святаго Духа, освятил землю.
По воле Божией, первой тут похоронили мою родную сестру Литвинову Лидию, умершую в 3-х летнем возрасте от воспаления легких. В дальнейшем, на протяжение многих десятков лет, свое последнее пристанище тут обрели еще много сотен и тысяч винничан, в большинстве - старообрядцев. В том числе тут похоронены тела моих родителей - Моисея Ивановича и Веры Андреевны Литвиновых, а так же многих других близких и дальних родственников. Во время эпидемий на кладбище хоронили людей, умерших от разных инфекционных заболеваний.
Нельзя не вспомнить про похороненных тут истинных пастырей Русской Православной Старообрядческой Церкви, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу и ближним. Это священноиерей отец Исидор Кобзин и священнопротоиерей отец Петр Кобзин. Светлая память о них навсегда сохранится в сердцах и молитвах благодарных винничан.
Хоронили тут до 60-х годов. С любовью высаженные родственниками умерших деревья с годами превратились в высокий зеленый шатер, который охраняет тишину и покой этого скорбного места. Но за последние годы кладбище неоднократно подвергалось нападениям неизвестных варваров. Результат этого - сотни согнутых крестов, разбитых памятников, перевернутых надгробий.
Расположенные рядом организации и учреждения устроили на могилах настоящую свалку. Посещая кладбище, несколько раз приходилось видеть, как родственники умерших, надрываясь и обливаясь слезами, пробуют поднять разрушенные памятники, привести могилы в пристойный вид. Но часто, прийдя сюда в следующий раз, они застают их еще более разоренными.
Люди, имеющие материальную возможность, перезахоронили своих родственников на других кладбищах. Большинство же могил так и остались в плачевном состоянии. У многих, похороненных тут уже и родственников не осталось в живых.
И вот около года назад (статья печаталась в 1994 г.) было объявлено о начале перезахоронения части могил с целью освобождения места для строительства многоэтажного жилого дома. Отпраздновать новоселье на костях наших предков решил Политехнический техникум, планируя возвести тут дом для своих сотрудников.
Я - коренная винничанка, мне уже, слава Богу, 80 лет, но про такое я никогда не могла даже подумать, чтобы ради чьего-то "счастья" тревожить прах близких людей.
Скажите, пожалуйста, где, в каком еще селе, городе, в какой стране может такое твориться? У всех народов Земли, независимо от того, кто они по вероисповедованию - христиане, мусульмане или иудеи, кладбище - это святое место, покой которого никто не имеет права нарушить.
Так называемое перезахоронение тут ведется при помощи ковша экскаватора. На предполагаемой глубине расположения тела ковш захватывает несколько костей с землей и пересыпает в новый гроб. БОльшая же часть останков так и остается в земле. В этом мне лично пришлось убедиться, когда я с внуком пришла на кладбище проведать могилки, к счастью, пока что не тронутые, близких мне людей. Что же мы увидели? На месте бывших могил, уже "перезахороненных", - большой котлован под дом, а на его краях - то тут, то там выглядывают кости. Белеют на сентябрьском солнце ребра, кости ног, позвонки. Дети лет 10-12 спускаются в котлован и рассматривают хорошо сохранившийся череп... Комментарии тут, думаю, излишни.
Неужели в Виннице не нашлось больше места для строительства жилья? Про какое счастье, радость и здоровье будущих новоселов может идти речь, когда они будут знать, что земля под их домом пропитана людским горем и слезами? Если так будет и дальше, то не нужно удивляться, если через несколько лет винничане получат дачные участки на месте кладбища по ул. Ивана Богуна, ведь там и природа хорошая и речка рядом... На кладбище по Хмельницкому шоссе откроют, наверное, зоопарк, а на Лука- Мелешковском, видимо, вырастет гаражно-строительный кооператив...
Что случилось с нашей памятью? Куда мы так дальше можем зайти? Не стоит забывать, что все мы не вечны, и когда Господь призовет, думаю, никто не пожелает, чтобы с нашими телами обращались так, как на этом кладбище. Вспомните пушкинские строки о любви к отеческим гробам. Есть ли такая любовь у каждого из нас?
Всем нам следует помнить: счастья на чужом горе еще никто не смог построить. Валентина Сергеева, пенсионерка".
А вот еще одна статья об этом кладбище из "Винницкой газеты" от 24 ноября 1994 г.
"Еще раз решила вернуться к теме, поднятой в своем письме моей матерью - В.М. Сергеевой. Так крепко укоренилась в нашем сознании привычка все рушить до основания, а потом начинать строить на новом месте, а иногда и на людских костях. Что у нас и делается сегодня на ул.Привокзальной, где педагоги Политехнического техникума возводят себе на месте кладбища жилой дом.
Написали об этом письма председателю горисполкома Д.В.Дворкису, председателю облсовета Н.Е.Мельнику, но ответа до сих пор по неизвестной причине не получили. А варварство тем временем на кладбище продолжается. Уже после телевизионного видеорепортажа и газетной статьи котлован еще больше углубили и стали забивать сваи для фундамента. А кости человеческие как лежали, так и лежат под солнцем. И это убедительно свидетельствует об уровне нашей моральности, духовности и культуры. К могилам наших родственников, к счастью, не подошли, но от края котлована осталось 2-3 метра. И теперь даже посетить могилки нельзя, так как они завалены мусором и поваленными деревьями. А тем временем каждый день мы слышим про наведение порядка в нашем городе.
Ни в одной цивилизованной стране не увидешь такого варварства. И не удивительно. Без прошлого нет будущего. Страшно сейчас слушать про гуманизм и цивилизованность и смотреть, как мы, идя к ним, все сметаем на своем пути. Но, в таком случае, мы не туда идем.
Не идет с головы другое. Не может быть, чтобы наша городская и областная власть допустила такое безчинство на кладбище, если бы там покоились предки ее руководства, родственники. Тогда бы они поняли как у нас болит душа о наших близких. Даже не верится, что нас услышат, что безчинство это остановят...
Евгения Ковалёва".
Отрывок из статьи газеты "ДТП" от 12.11.1994 г.
"Осеннее утро. Брожу кладбищем. Деревья тихо сбрасывают свои уборы на помятые надмогильные ограды, на поваленные памятники, на свежую глину котлована, вырытого на месте могил. Тут должны построить многоэтажный дом для преподавателей химии, украинской литературы, истории Винницкого политехнического техникума.
- Построят?
А как же! И будут в нем любить, жениться, рожать детей, учить их ходить и... петь "Ще не вмерла Украина".
Дико?
Дико потому, что над котлованом гордо возвышается обелиск, возведенный в честь преподавателей и студентов техникума, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а рядом, на кладбище, пребывает прах тех, кто не вернулся с войны.
...Какая бессовестная и наглая недальновидность говорить мне, что решение Винницкого горисполкома о ликвидации этого кладбища является законным и разумным. Судьба давала в руки техникуму парк - тут росли высокие ясени, клены, каштаны, липы, но нужно иметь безмерную душевную слепоту, чтобы не увидеть и не оценить этого.
Когда прогуливаешься кладбищем, то подсознательно сверяешь прожитые десятилетия с сегодняшним днем. Плохо. Попутешествовал по учреждениях. Там меня старались успокоить: "Плюнь - береги здоровье".
Обращаюсь за советом к православному духовенству, а оно отвечает: "Заботься о душе своей, чтобы она попала в рай, а не о чужом прахе. Ну а если очень хочется - можешь вручную перезахоронить".
Пошел к батюшке другой конфессии и передал советы моей епархии.
- Вам ответили очень мягко, - сказал священник и исчез за дверями святого храма...
Степан Лесовой.".
15 ноября 1994 года исполнительный комитет Винницкого городского Совета народных депутатов в ответ на жалобы винничан официально сообщает:
"Решением городского Совета от 16.10.86 г. №447/2 Политехническому техникуму выделен земельный участок для возведения жилого дома по ул.Привокзальной. Проектом строительства было предусмотрено использование территории спецшколы и части закрытого в 1961 году кладбища при условии перезахоронения могил.
Упомянутое решение принималось в соответствии с действующими Государственными нормами, которые предусматривают использование территорий закрытых кладбищ через 25 лет после последнего захоронения при согласовании с органами санитарного надзора.
Соответственно справки комбината коммунальных предприятий от 05.11.86 г. №280 последнее захоронение на кладбище по ул.Привокзальной было совершено в июле 1961 года, в связи с чем городской санитарно-эпидемиологической станцией 12.02.86 г. было выдано заключение №98 о пригодности земельного участка для строительства жилого дома.
Кроме этого, горисполкомом при принятии решения так же учитывалось тяжелое положение с обеспечением жильем работников техникума, наличие инженерного обеспечения в данном районе и отсутствие в городе свободных от застройки земельных участков.
Перед началом проведения строительных работ в городских средствах массовой информации было дано объявление о возможности и необходимости перенесения захоронений. Перезхоронения выполнены в установленном порядке. Дальнейшее использование участка бывшего кладбища не предусмотрено под застройку.
Председатель горисполкома - Д.В.Дворкис. ".
Как видим - все, оказывается, законно... Бумага все стерпит...
С момента вышеприведенных публикаций прошло несколько лет. Видимо из-за нехватки средств в 90-е годы строительство дома было приостановлено. И только в 2005 году здание было завершено и сдано в эксплуатацию.
Вплотную к заброшенным могилам вырос ряд кирпичных гаражей жильцов новостройки. Из окон квартир открывается "замечательный" вид на кладбищенские руины, превратившиеся из-за разросшегося кустарнника в непроходимые джунгли, скрывающие своей густой зеленью от людских глаз искореженные кресты, поваленные памятники, ржавые ограды и разбросанные по всему кладбищу кучи бытового и строительного мусора. Изредка можно еще встретить свежевыкрашенный крест или веночек на заботливо убранной могилке - свидетельство того, что кто-то еще помнит в своем сердце и молитвах об усопшем.
Но таких могил - единицы. Большинство из них с годами совсем сравнялись с землей и только одному Господу извстно, кто и где погребен до Великого Дня Всеобщего Воскресения.
И в наши дни, несмотря на разбитые и погнутые кресты, сохранились в общей ограде могилы отца Исидора Кобзина, матушки и сына их - отца Петра.
Ежегодно, на Святую Пасху, на месте их упокоения появляются первые весенние цветы, возжигаются свечи и бескрайнее голубое небо наполняется всепобеждающим пением "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!".
О таком пасхальном молитвенном поминовении, восходящем к глубокой древности в одной из своих проповедей говорит Святой Иоанн Златоуст: "Для чего отцы наши установили, оставив молитвенные храмы в городах, собираться сегодня вне города и на сем именно месте? Для того, что сегодня Исус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертью" (Слово 62).
В Киево-Печерском патерике читаем, что в 1463 году начальник пещеры Дионисий во время пасхальной заутрени сошел в пещеру покадить усопших братий, похороненных в ней и с любовию воскликнул: "Святые отцы и братия! Сегодня Великий день, Христос Воскресе!" Со всех сторон раздался громогласный ответ: "Воистину Воскресе!"
Вот и в наше время не оставляют искренне верующие люди, хранители древлеправославия в своей первозданной красе и чистоте сей благочестивый обычай посещения мест погребения своих родных, близких и духовных пастырей. И не смотря на поруганные, оскверненные могилы не ослабевают, а еще более усиливаются в такие минуты чистосердечные молитвы ко Христу об упокоении раб Своих, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная.
Чтец Никола.
Выражаю глубокую благодарность Леониду Галунову за любезно предоставленные редчайшие фотографии священнопротоиерея Петра Кобзина. Спаси Христос!
При подготовке сообщения были использованы материалы областной прессы.
|