Архивы Самарского староверия Пятница, 2024 Апр 19, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости Самстара [7]
обновления сайта
Новости из общин [142]
Соборы, съезды [9]
Староверы и мир [37]
культурные события, СМИ о староверии
Новые издания [15]
объявления
Даты [30]
поздравления, памятные даты
Фото дня [4]

Главная » 2007 » Май » 16 » Осталось только найти место...
Осталось только найти место...
13:34

Минск. Столица Республики Беларусь. Красивый, современный, динамично развивающийся город, в котором с давних времен мирно уживаются представители многих народов и многих религиозных конфессий. Вполне закономерно, что Минск стал одним из мест на Земле, где обосновались живущие в рассеяннии по миру староверы-поморцы.

Первые сведения о старообрядцах в Белоруссии относятся ко второй половине ХVII века. Сегодня в Республике действует более тридцати общин поморского согласия.

К сожалению, исторически сложилось так, что у староверов живущих в Минске, в отличие от представителей других религиозных конфессий и верований, не было своего храма, и на молитву по воскресным и праздничным дням древлеправославные христиане были вынужденны несколько часов ехать в близлежащие храмы: либо в Борисов, либо вообще в соседнюю Литву, в Вильнюс, но после востановления Литвой государственной независимости, поездки в Вильнюс стали затруднительны.

По мере того, как безбожный режим стал уделом историков, минские поморцы обрели надежду построить свой храм. В начале 90-х годов прошлого века зарегистрировали общину и стали искать возможности для строительства храма, а пока приютом для староверов стал частный дом, где поморцы собираются на молитву. Сегодня никто не может даже приблизительно сказать, сколько древлеправославных христиан-поморцев проживает в Минске, но ставший храмом, частный дом, не может вместить всех желающих помолиться, особенно во время всенощных или праздничных богослужений.

Председатель Минской старообрядческой поморской общины Александр Николаевич Белов, отдающий много времени и сил во благо прихода, убежден, что прихожан было бы намного больше, если бы было нормальное место для молитвы.

***

Около самой литовской границы, посередине густого леса, на холме стоит одинокий, деревянный храм, не обозначеный ни на одной карте Белоруссии, добраться до которого самостоятельно почти не возможно, ибо до ближайшего населенного пункта семь километров. Правда, чуть ближе встречаются редкие, одинокие хутора, но указателей нет, на машине не подъехать, особенно по весне, когда почва становится топкой, болотистой, дойти пешком по силам лишь самым отчаянным.

Построенный в ХVIII веке староверами-поморцами и освященный во имя Святой Троицы, храм стал обителью Стрипишских древлеправославных христиан. Неоднократная смена государственного строя и власти, политических режимов, нашла свое отражение в разнообразной истории Стрипишской старообрядческой общины, насчитывающей не один век.

В двадцатые – тридцатые годы прошлого века Стрипишская старообрядческая община находилась на территории Польши (дер. Стрипишки, почта Камелишки, Свенцянский уезд, Виленское воеводство) и входила в состав Восточной Старообрядческой Церкви Польши. Сегодня храм находится на территории Подольского сельсовета Островецкого района Гродненской области Белоруссии, а урочища Стрипишки к которому раньше он относился, сейчас просто не существует.

Большой объем информации по истории Стрипишской старообрядческой общины хранится в Государственном архиве Литвы, согласно данным которого, в 1927 году приход насчитывал 645 душ.

Несмотря на перемены происходившие в мире и обществе обитель жила своей жизнью: регулярно проходили соборные богослужения, совершались требы прихожан. Но уже более десяти лет не ступала в Стрипишский храм нога верующего человека, приходящего на молитву, уже более десяти лет своды обители не наполняет древнее пение дивной красоты, и уже более десяти лет в моленной не струится кадила благовонный дым. Последние богослужения в Стрипишском храме проводились в самом начале 90-х годов ХХ столетия.

После смерти в 70-е годы прошлого века настоятеля храма, обитель духовно окормлял наставник из соседней Литвы. Значительная часть прихожан общины также проживала в Литве. Но после геополитических изменений в Восточной Европе и обретения Литвой и Белоруссией государственной независимости, между странами была установлена граница и введен визовый режим, что сделало проблематичным посещение храма литовскими поморцами. Община осталась без прихожан, следовательно, в обители прекратились богослужения, а имущество передали в другие моленные, и одиноко стоящий посреди леса храм стал обречен на медленное разрушение.  

В 2005 году Стрипишскому старообрядческому храму Министерством Культуры Республики Беларуси придан статус историко-культурной ценности. На данный момент его состояние характеризуется как удовлетворительное, но требующее незамедлительных, определенных реставрационных работ. Уже сейчас можно видеть, как сильно выцвела под солнечными лучами верхняя часть обители, а деревянным стенам необходима очистка.

Старообрядческий храм Святой Троицы в Стрипишках является уникальным памятником деревянного церковного зодчества. За свою историю он несколько раз перестраивался,  последние работы в обители проводились в 1910 году. Сегодня храм предстает взору в прямоугольной форме, накрытый двухскатной крышей, фронтон главного фасада треугольный и имеет декоративную обшивку в «елочку», необшитые стены украшены резными карнизами, над порогом находится двухскатная крыша на деревянных консольных подпорах с подкосами, а над притвором четырехгранная колокольня с головкой в форме луковицы.

***

Вид недействующего, разрушающегося храма отдается болью и скорбью в сердце каждого верующего человека, но не меньшую боль и сочуствие вызывает отсутствие обители у людей, которые имеют желание, но не имеют возможности возносить молитвы Всевышнему в храме и вынужденны ютиться в неприспособленных для соборной молитвы помещениях.

Председатель Минской старообрядческой поморской общины Александр Николаевич Белов нашел выход из создавшейся ситуации. И выход этот элементарный. Надо просто перевезти из леса храм бывшей Стрипишской старообрядческой общины в Минск. В результате храм опять будет использоваться по своему прямому назначению, в нем вновь зазвучит древнее пение, своды заполнит аромат фимиама, верующие минские староверы-поморцы обретут свою обитель, где будут славить Господа, а также будет сохранен для потомков уникальный памятник деревянного церковного зодчества, являющийся историко-культурной ценностью. Минская старообрядческая поморская община готова за собственные средства перевезти в столицу и отреставрировать Свято-Троицкий поморский храм.

Уже несколько лет председатель Минской общины Александр Николаевич Белов занимается решением этого вопроса. За это время он собрал необходимые архивные материалы в архивах Белоруссии и Литвы, прошел согласование во всех коридорах государственной власти и необходимых инстанциях. Начинание нашло поддержку и было одобрено в Министерстве культуры, в Гродненском облисполкоме и в Комитете по делам религий Совета Министров Республики Беларусь.

Когда дело осталось за малым, пришлось столкнуться с одним "но": для уникального храма надо найти место в Минске. Решение вопроса зависит от Минских городских властей, которые не выделяют в столице место для храма, объясняя это простым отсутствием мест!

По мнению староверов Белорусской столицы, Свято-Троицкий поморский храм органично вписалася бы в ландшафт и архитектуру практически любого частного сектора Минска, благо таких мест в городе пока предостаточно.

Первое письмо минских староверов городским властям осталось без ответа. В последующем руководство общины отправило властям города еще два письма, уже с указанием возможных вариантов размещения храма, на которые были получены отказы с объяснениеми о запланированном в этих местах строительстве. Но если желаемые места заняты, тогда, по логике и здравому смыслу, городские власти могли предложить на выбор другие места, где строительство не планируется, однако таких мест предложено не было.

Позиция городских властей вызывает попросту недоумение, ибо просьба минских староверов к властям Белорусской столицы предоставляет властям редкий шанс содействовать сохранению историческо-культурной ценности, которая в уникальном сочетании древности и современности может стать одним из украшений города, добавив ему блеска европейских столиц.

Последняя надежда о выделении земельного участка под храм у минских староверов остается на Президента Республики Беларусь – Александра Григорьевича Лукашенко.

Редакция газеты «Меч Духовный» будет следить за развитием событий у староверов-поморцев г. Минска, о чем мы проинформируем читателей в следующих номерах.

Меч духовный, 2007, № 21-22

                                              Желающие поддержать

Минских древлеправославных христиан-поморцев

могут оказать им посильную помощь.

 

Расчетный счет 3015000003880 код 121 УНН 102293978 АСБ

«Беларусбанк» ф-л № 524

 

Республика Беларусь

Религиозная община «Успения Пресвятой Богородицы»

РБ, 220037, г. Минск, пер.2-ой Енисейский д. 59

Тел. (+375) 17-2915387, (+375) 29-653-52-85

 

Категория: Новости из общин | Просмотров: 1301 | Добавил: samstar-arhiv
Форма входа

Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz