Архивы Самарского староверия Суббота, 2024 Ноя 23, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Документы XVII в. [0]
Документы XVIII в. [15]
Документы XIX в. [3]
Документы XX в. [28]

Главная » Файлы » Документы из российских архивов » Документы XVIII в.

Документ 1718 г.
[ ] 2007 Окт 15, 10:52

Расколщиков в мале не во всех градех зело много, всех тысящ c 200 болши будет, а и ныне умножаются учением не препинаемым, в Балахонском и в Юрьевецком Поволском уездах расколщиков, старца и стариц, и белцов, кроме крестьянских дворов тысяч десять человек, а с крестьянскими домами тысяч болши двадцати человек.

  

А все они где не обретаются, благополучию Государственному не радуются, но паче несчастию радуются.

  

А что они живут, всегда смотрят возвысити свой злый рог ко обладанию на церковь и на гражданство...

  

Надлежит размножение остановить, чтоб нигде не учили.

  

А где станут расколщики учить, и тех хватать и наказовать, а не худо и учителей не явным промыслом смирить. Христос сказал «Врази человеку домашнии его» сии врази истинно паче посторонных...

  

На сущее размножения искоренение, монахинь в лесу тысяще четыре будет, надлежит их всех взять в монастырь, а пища им хлеб да вода, ако и ис тых обратятся, тым подобающая пища, и тако не многие останутся из них не обратяся.

  

Во всех губерниях старцам, и старицам, и белцам, кроме монастырей, как грацких, так и пустынных, и в лесах, и в полях, и на погостах, и по мирским домам, никому жить не велеть под смертною казнию; a кому жить в лесу келиею, вне монастыря, от Архиерея писание возми; и аще ли тако будет учинено, расколщикам з городов и уездов свозить будет некуды, и постригать перестанут, точию не ослабевати надлежит; а вину положить для отводу, что по лесам в келиях беглые живут солда­ты, драгуны, разбойники и разных чинов всякие люди, не хотя службы служить и податей платить.

  

Безпоповщина Твое Царскаго Пресветлаго Величества в молитвах и в тропарях имя, где прилучится, не поминают.

  

А Поповщина поминают точию благородным, а благочестивым и благоверным не именуют, церковь и догматы и таинства разными хулами хулят, а я про сие ведаю, чтобы мне сия вся не положено было за укрывательство, что не извещал; а мне извещать, так они со мною говорить и сходитися не станут, и обращению будет припятие.

  

Предшедшим Вашего Царскаго Пресветлаго Величества указом повелено всем исповедаватися, а не исповедавшихся штрафить, а раскольщиков окладывать, зело обращению спомогательно было; и убо содиеся тому припятие велие, попы едва не вси укрили расколщиков, ово писали исповедающимися, ово ни как не писали, а на которых в Губернии Лантратам и поданы росписи, но по указу ни штрафов, ни расколщикам окладу не положено, и от сего точию благочестивые и обратившиеся в поношении и в ругательстве.

  

Требуем, лучшаго ради обращения, дабы по велениям Вашего Царского Величества штрафы на не исповедавшихся и оклад на расколщиков повсегодне был бы правлен неотложно, а мы, под тесноту штрафов и окладов, писанием удобнее к Церкви присоединяти будем.

  

По градам и по уездам в Старосты и Бурмистры расколщиков не выберать и не сажать того ради, что они Православным и обратившимся творят велие утеснение и обращению сущую остановку, а верности Старост и Бурмистров Десятелникам велеть свидетельствовать.

  

О старцах и о старицах расколнических про оклад во указе умоляю, и я Лантраторам о них росписи не подавал, и я опасаюся, чтобы мне не положили во укрывательство, а я Лантраторам о том отпискою :справливался того ради, чтобы на себя не дать знаку, яко бы гоню.

  

В Полшу на Ветку, в державу пана Халецкаго, множество выехало, и еще туды же сбираются, понеже тамо у них поставлена самочинием церковь, и от нея на всех согласия Диаконова принимают тайны, а всеконечно надлежит тамо их разорить и ложную их церковь не отлагая, велия будет в том польза, понеже бежать будет некуды.

  

А попы, что таили не исповедавшихся и расколщиков, надлежит сыскать от таковых и жестоко наказать, чтобы впредь таковых не укривали, понеже как в Москве, так и в городех, попы расколщиков укривают.

  

Расколщики и Безпоповщина послали своего учителя учить в Сибирь и прочия, также тщатся посылать учителей по градам ради учения.

  

ЧОИДР, 1860 г. Кн. 4. С. 281-283

  

Опубликовано в сб.: Старообрядчество: светское и церковное законодательство XVII-XVIII вв. – Арзамас: АГПИ, 2001

  

Rambler's Top100
Категория: Документы XVIII в. | Добавил: samstar-arhiv
Просмотров: 1250 | Загрузок: 0
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz