Архивы Самарского староверия Среда, 2021 Мар 03, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Документы XVII в. [0]
Документы XVIII в. [15]
Документы XIX в. [3]
Документы XX в. [28]

Главная » Файлы » Документы из российских архивов » Документы XX в.

Старообрядцы на конференции, посвященной вопросу защиты мира. 1952 г. Ч.1
[ ] 2007 Дек 01, 09:21

Председательствует председатель Всесоюзного Со­вета евангельских христиан-баптистов Яков Иванович Жидков.

Председатель:

Президиум Конференции пригла­шает наших дорогих гостей, прибывших к нам сего­дня, - председателя Австрийского национального комитета сторонников мира, пастора Реформатской церкви в Австрии Эрвина Кока, члена Синода Старокатоличе­ской церкви в Австрии профессора-священника Франца Барейска и пастора Евангелическо-лютеранской церкви в Дании Альфа Йохансена занять места в Президиуме. (Аплодисменты.)

Первое слово предоставляется председателю Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, старшему наставнику Ивану Ульяновичу Ваконья.

И. У. Ваконья:

Высокое церковное собрание! Высо­кие иерархи и всеуважаемые представители церквей и религиозных объединений Советского Союза!

Мы глубоко счастливы, что имеем случай встре­титься с вами здесь, у гробницы святого Сергия, нашего общего покровителя. Мы встретились здесь по важному вопросу - делу защиты мира.

 

Нельзя поэтому не приветствовать вас и с вами вы­соких инициаторов поддержки идей всеобщего мира - Святейшего Патриарха Алексия и его ближайшего сослужителя и соратника митрополита Николая.

Нас здесь два представителя от неприемлющих священства старообрядцев-беспоповцев города Риги. Мы выступаем сегодня перед вами солидарно, объединенно.

Мы одновременно представляем здесь большую об­щину города Риги и около ста приходов, рассеянных по колхозам и городам в Латвийской республике.

Настоящая Конференция по борьбе за мир чрезвы­чайно вдохновляет нас грандиозностью поставленной пред нею задачи. Мы считаем, что эта Конференция весьма своевременна и необходима.

Личное участие духовных наставников в церковной жизни народа и ежедневное общение с массой в де­ревне и в городе убедило нас, что война народу страшна.

Сыновья и дочери простого народа не хотят служить молоху или другому богу войны. Они не хотят прино­сить в жертву ему и войне мужей, сыновей и братьев, а себя обрекать на абсолютную нищету, голод и бо­лезни.

Наоборот, сыновья и дочери народа, питая отвраще­ние к войне, дорого ценят жизнь, достижения в области науки, просвещения, здравоохранения, искусства и мно­гое другое, что является идеалом людей; война же им чужда.

Древлеправославная, т. е. Старообрядческая цер­ковь целиком разделяет мнение народа о войне. Мы исходим из того, что Основатель Церкви Христос не благословлял войну, а преподал Своим ученикам мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». То же подтвердил и св. апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира».

Апостол Иаков писал: «Плод... правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Значит, борьба за всеобщий мир неотъемлема от основного учения Церкви и она всецело отвечает религиозно-догматическим и нравственным понятиям старо­обрядцев.

За основу наших рассуждений мы берем всесторон­ний, исчерпывающий доклад Высокопреосвященного митрополита Николая и базируемся на его положениях.

С другой стороны, мы ставим вопрос, кто же может и должен отстаивать мир, или на ком прежде всего лежит обязанность бороться за идею мира.

Церковь идет в ногу с народом, за прочный, про­должительный мир, она, естественно, и ближе к этому делу.

Церковь выступает соратником народа в борьбе за мир, и она объявляет решительный протест пропаганде войны.

Навстречу таким требованиям Церкви во всех частях Европы раздаются тревожные голоса, требующие пре­кращения пропаганды войны.

Юристы-демократы Международной ассоциация установили, что в Корее и Северо-Восточном Китае применяется бактериологическое оружие и развивается бактериологическая война.

Народы не забыли еще старые уроки, уроки двух мировых войн, ужасы эпидемий, горе женщин и детей в последнюю войну.

Конференция церквей и религиозных объединений должна решительно поднять свой голос в защиту мира. Взывай громко, собрат духовный, не удерживайся, воз­высь голос твой, подобно трубе! Бдительно стой на страже мира, укажи, откуда проповедуется правда и мир и где культивируется ненависть и вражда в миро­вом масштабе.

Общенародное и религиозное сознание и негодова­ние против нарушения общего спокойствия, психоз войны в лагере агрессоров внушают нам, что объедине­ние всего свободолюбивого человечества в борьбе за мир и общее разоружение необходимы, как воздух. Они диктуются требованиями переживаемого момента.

Мирное разрешение вопроса о всеобщем мире среди народов вопреки всякой войне предвиделось еще в глу­бокой древности. Это ясно и кратко формулировал про­рок Исаия. Он предвидел, что народы когда-то «пере­куют мечи свои на орала и копья свои — на серпы».

Когда наступит этот мир среди народов,— мы не знаем. Но ведь люди, заключив между собою мирное соглашение, могли бы легко и свободно «перековать мечи на орала и копья свои — на серпы».

Что же делает наша Рижская старообрядческая церковь в борьбе за мир? Она призывает своих членов молиться и трудиться на благо мира; поддерживает ме­роприятия, направленные на сохранение мира; она по­ставила свои подписи под Стокгольмским Воззванием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заклю­чении Пакта Мира между пятью великими державами; осуждает применение империалистами бактериологиче­ского оружия в Корее и Китае. Она и впредь будет призывать своих братьев по вере усилить молитвы и трудовые действия на защиту мира.

Рижская старообрядческая церковь считает долгом заявить, что она присоединяется к решениям Конферен­ции церквей и религиозных объединений в СССР по во­просу защиты мира во всем мире.

Мы, старообрядцы в Латвийской ССР, заявляем: «Мы желаем мира, мы хотим спокойно и свободно тру­диться для процветания нашей любимой Родины, для счастья всего народа!»

Мы молим Бога о даровании нашему Вождю - знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину доброго здоровья и многих лет жизни на благо на­родов.

Да умолкнет голос ненависти и злобы поджигателей войны!

Да установится мир во всем мире и мирное содру­жество между народами!

Мир всем!    (Аплодисмент ы.)

Председатель:

Слово предоставляется председателю Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, наставнику Феодору Силовичу Кузнецову.

Ф. С. Кузнецов:

Дорогие братья по борьбе за мир!

С глубоким волнением и верой я принял приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Але­ксия участвовать на Конференции всех церквей и рели­гиозных объединений в СССР. И вот сегодня, в эту исто­рическую минуту, с этой высокой трибуны, в священном для всех христиан нашей страны и историческом ме­сте - в святой Троице-Сергиевой Лавре, я имею честь от имени Старообрядческой церкви, не имеющей трехчинной духовной иерархии, возглавляемой Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, высту­пить в защиту мира.

Я считаю своим долгом выразить восхищение Рус­ской православной церкви и Главе ее, истинному поборнику мира, Святейшему Патриарху Алексию, а также выдающемуся, всему миру известному борцу за мир Блаженнейшему Николаю, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, за всю огромную работу, проделанную Русской православной церковью в борьбе за мир и внес­шую крупный вклад в строительство мира.

Внимая голосу Святейшего Патриарха Алексия и объединяясь на борьбу за мир, мы, представители раз­личных вероисповеданий и верующих масс народа, со­брались здесь, чтобы потрудиться для дела установле­ния мира во всем мире, которого так жаждет все миро­любивое человечество, все честные люди всего земного шара. Человечество не находилось еще никогда при такой угрозе мира от разрушения и погибели, как те­перь, когда каждый день льется невинная кровь мир­ного народа не только в Корее, но и в Малайе, Вьет­наме, Греции, когда в своей безумной ненависти к правде, миру, свободолюбивому человечеству эти злоб­ные лживые слуги диавола — американо-английские им­периалисты — готовы истребить весь мир и в то же время смеют говорить, что они делают это во имя сохра­нения мира, сохранения культуры и христианства.

Именуя себя христианами, они решились на сата­нинское дело подмены человеколюбивой правды Божией «суетною праведностью» эгоизма, забыли, что подобная праведность есть «мерзость перед Богом» (Лук. 16, 15). Они стали превозносить свои мнимые социальные добро­детели на весь мир и злобно поносить другие народы, отметающие сатанинские принципы фашизма и борю­щиеся за мир и счастливую жизнь на земле. Они дошли до того, что ныне поставили весь мир перед величай­шим из безумий фактом попрания всех международ­ных конвенций и величайших Божиих законов.

Правда Божия требует от верующих в Бога любить ближнего, как самого себя (Матф. 22, 39), требует ис­кренней любви, засвидетельствованной «делом и исти­ною» (1 Иоан. 3, 18). В противность правде Божией, американские империалисты, погрязшие в человеческой крови, начали применять химическое и бактериологиче­ское оружие в Корее и Китае, думая осуществить массо­вое истребление людей, пробуя запугать этим миролю­бивое человечество, и вместе с тем отрицая свою вину.

В то же самое время в Советском Союзе пропове­дуется и осуществляется мир. В нашей стране прово­дится крупнейшее мирное строительство для блага на­родов, грандиозное преобразование живой природы, строительство гидроэлектростанций, оросительных и об­воднительных каналов на Волге и Аму-Дарье, на юге Украины и на севере Крыма, и все это делается для блага народа, без грабительских войн и захвата чужих территорий.

Это видят народы мира, и потому во имя правды Божией, во имя свободы, счастья и мира на земле, спло­тились в борьбе за мир сотни миллионов людей. Борьба эта, борьба всех народов, борьба всех честных людей в мире, борьба наша — делегатов Конференции за мир, угодна Богу, ибо, как сказал апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира»  (1 Кор. 14, 33).

Но мир не придет к нам сам собою. Мы должны искать и добиваться его, и потому должны сплотить всех верующих в Бога в одну братскую семью для радост­ной, счастливой жизни и творческого труда на благо всех народов.

Я позволю себе заявить здесь, с этой высокой три­буны, что Старообрядческая церковь в Литовской ССР от всего сердца служит делу борьбы за мир, и приведу некоторые примеры того, что сделано и достигнуто Цер­ковью в этой области.

Старообрядческая церковь, возглавляемая Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, с первых же дней движения сторонников мира, следуя за Рус­ской православной церковью, активно включилась в борьбу. От имени Старообрядческой церкви, президиум Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, поставив свои подписи под Стокгольмским Воззванием, обратился с призывом ко всем наставникам и верующим Старообрядческой церкви подписаться под Стокгольм­ским Воззванием о запрещении атомного оружия.

Затем, в числе первых мы присоединились к Обра­щению трех Патриархов — предстоятелей Русской, Гру­зинской и Армянской церквей об объединении всех христиан и религий в деле защиты мира.

В новогодних, пасхальных и праздничных привет­ствиях, рассылаемых во все старообрядческие общины, наш президиум обращался и обращается ко всем на­ставникам и верующим с призывами о поддержании ве­ликого дела защиты мира.

По предложению нашего президиума, в дни государ­ственных праздников — 1 мая и 34-й годовщины Вели­кой Октябрьской социалистической революции − в 1951 году во всех старообрядческих храмах были совер­шены торжественные молебствия за мир во всем мире, за нашу Родину, за доблестное воинство, за Правитель­ство и великого Вождя всех трудящихся Иосифа Висса­рионовича Сталина.

Старообрядческая церковь была удостоена пригла­шения на Литовскую республиканскую конференцию сторонников мира. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР разослал также во все старообрядческие общины Обращение к верующим о необходимости подписания Пакта Мира между пятью великими держа­вами.

В результате призывов и обращений президиума Высшего Старообрядческого Совета, во всех общинах, во всех старообрядческих храмах произносятся настав­никами проповеди в защиту мира, в которых верующие призываются бороться за мир, трудиться на благо Ро­дины, во имя укрепления мира.

Все старообрядцы, внимая голосу церкви, едино­душно поставили свои подписи под Стокгольмским Воз­званием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими дер­жавами.

27 января сего 1952 года президиум Высшего Старо­обрядческого Совета в Литовской ССР созвал в городе Вильнюсе заседание, посвященное делу борьбы за мир. На заседании присутствовало 38 наставников и предсе­дателей общин, а также верующие. Заседание едино­гласно приняло постановление:

1)     каждый наставник должен быть проповедником за мир;

2)     каждый христианин-старообрядец должен усугу­бить свои молитвы за  мир;

3)     призывать верующих, чтобы каждый отдал все свои силы на дело борьбы за мир, на дело упрочения общей безопасности путем самоотверженной работы каждого человека в своей области труда на благо Ро­дины;

4)     свято и неизменно соблюдать принципы любви и мира в деле защиты мира;

5)     быть солидарным со всеми сторонниками мира в Советском Союзе в деле защиты мира;

6)      исполнять апостольские слова: «…искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14, 19).

И теперь, в это тревожное время, Старообрядческая церковь, осуждая врагов мира и выражая свою неиз­менную преданность делу мира, единогласно и горячо поддерживает призыв Бюро Всемирного Совета Мира «Против бактериологической войны».

Старообрядческая церковь, не имеющая трехчинной духовной иерархии, безоговорочно присоединяется ко всем решениям, которые будут приняты в за­щиту мира на этом человеколюбивом вече — Конфе­ренции всех церквей и религиозных объединений в СССР.

Да укрепит Бог силою Своею мудрого руководителя народов, борющихся за мир, нашего дорогого Вождя Иосифа Виссарионовича Сталина и всех людей доброй воли, борющихся за мир!   (Аплодисменты.)

Да будет мир во всем мире и да низложит Господь несчастных безумцев, противников мира, врагов правды Божией и врагов счастья народов!

Мир в руках народов, и он восторжествует!

Мир победит войну!

(Аплодисменты.)

Председатель:

Слово предоставляется старообрядческому - древлеправославных    христиан - архиепис­копу Московскому и всея Руси Иоанну.

(Ввиду нездоровья архиепископа Иоанна, по его по­ручению, слово читает настоятель Московского храма древлеправославных христиан, делегат священник Леонтий Маркианович Дорофеев).

Священник Л. М. Дорофеев:

Уважаемые делегаты!

Наша старообрядческая иерархия древлеправославных христиан, приветствуя настоящее историческое Собра­ние, приносит благодарность Патриарху Алексию и его ближайшему и ревностному помощнику митрополиту Николаю за заботы и труд по организации созыва на­стоящей Конференции всех церквей и религиозных объединений, находящихся на территории нашего Со­ветского Союза.

Мы, старообрядцы, искони, со времен крещения Руси, являлись и являемся верными сынами нашей ве­ликой Родины. Не найдется примера за всё существо­вание дорогой нашей Родины, чтобы старообрядцы пассивно относились ко всем бедствиям своего Отече­ства, тем паче, если это касалось защиты Родины от врагов, посягающих на целость ее. И теперь, когда алч­ная кучка разбойников намеревается помешать нашему мирному труду, мы, старообрядцы, со всем нашим ве­ликим народом, будем всеми средствами отстаивать до конца дело мира, дело счастья и свободы нашей вели­кой Родины.

Дело сохранения мира является самым близким, самым горячим желанием всего нашего великого совет­ского народа.

Мы, русские люди, не хотим войны. Мы заняты мир­ным трудом по строительству счастливой жизни. Все наши стремления и усилия направлены к великому строительству новой жизни. У нашего народного Пра­вительства нет других задач, как только забота об улуч­шении благополучия народа. Оно не стремится навязы­вать свою волю другим народам, не имеет цели завое­ваний и порабощений их. Поэтому-то весь советский народ всецело поддерживает свое Правительство и его мирную политику и стоит во главе великого движения сторонников мира.

К великому прискорбию, есть и другой лагерь, ла­герь сторонников разрушения веками созданного бла­гополучия, благосостояния и культуры народов, лагерь, сеющий смерть миллионам человеческих жизней. Это — сонм злочестивых людей, подготавливающих новую ми­ровую войну. Люди этого лагеря лицемерно называют себя верующими христианами. Американские захватчики, отуманенные богатством, ищущие завоеваний, бо­гатства и порабощения народов, забыв слова святого Евангелия: «…безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут?» (Лук. 12, 20),— спешат, путем всевозможных злодеяний, к еще большему стяжанию богатств и в то же время прене­брегают устроением хотя бы сносного существования обнищавших трудящихся своих стран.

Не страшась суда Божия, невзирая  на страдания человечества, приносимые войной, не имея совести, эти презренные человекоубийцы, забыв всё святое, чему учит религия, забыв указания Божественного Учителя: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36),— готовят ни в чем неповинному человече­ству страшную бойню.

Все верующие, независимо от исповедуемой ими ре­лигии, должны приложить максимум энергии и стара­ний к предотвращению этой войны и установлению все­общего мира.

Нам, представителям церквей и религиозных объ­единений, собравшимся здесь, надо обратиться ко всем верующим людям всего мира с горячим призывом встать в ряды защитников мира и свободы народов, чтобы общими усилиями остановить преступную руку поджигателей войны, занесших меч над человече­ством.

Наша Старообрядческая, древлеправославных хри­стиан церковь, исходя из учения святого Евангелия и внемля словам Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27) и во исполнение запове­данных нам слов Господа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Матф. 5, 9), не стоит и не может стоять в стороне от активной деятельности в пользу защиты мира и в этом направлении поддержи­вает всю деятельность Всемирного Совета Мира в борьбе за мир против применения атомного оружия, бактериологических средств и других отравляющих ве­ществ.

Мы присоединяем наш голос к требованию всех лю­дей мира о заключении Пакта Мира между пятью ве­ликими державами и о прекращении войны в Корее!

Мы призываем наших верующих к постоянным молитвам за мир, к активному участию в борьбе за мир, к примерному мирному труду для блага всей нашей до­рогой Родины!

С братской любовью обращаемся с призывом ко всем чадам нашей церкви, проживающим во всех стра­нах мира, вознести свои искренние прошения к Богу о недопущении готовящейся мировой войны. Мы при­зываем их к активному участию в борьбе за мир.

Призываем все церкви и религиозные объединения, существующие в нашем Союзе, сплотиться вокруг на­шего народного Правительства, стоящего во главе за­щиты мира, и его Вождя и знаменосца мира великого Иосифа Виссарионовича Сталина, и со всем советским народом направить наши действия и стремления к борьбе за мир и установлению между народами всего мира мирных отношений на радость и благополучие трудящихся всего мира.

К этому же наша церковь призывает всех людей доброй воли и, в первую очередь, верующих всех стран. При единодушных взаимных действиях, направленных на укрепление мира, мир будет сохранен, и виновники, поджигатели войны, жаждущие человеческой крови, будут преданы народному суду, как военные преступники, и по закону справедливости они получат заслуженное возмездие.

Мы, верующие старообрядцы, идя в деле защиты мира вместе со всем нашим советским народом, возно­сим Богу молитвы о даровании нашему великому Вождю и знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину здравствовать много лет на счастье нашей страны и всего человечества.

Слава великому Сталину! (Аплодисменты.)

Категория: Документы XX в. | Добавил: samstar-arhiv
Просмотров: 1749 | Загрузок: 0
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2021Сделать бесплатный сайт с uCoz