Ну вот, мы и получили ответ. На какое именно из наших многочисленных ходатайств, непонятно, - возможно, сразу на все. Глава города Г.С.Лиманский до ответа общине не снизошел. Письмо подписано его первым заместителем Н.В.Трояном. Это тот самый господин Троян, который предложил общине РПСЦ представить в мэрию письменное согласие архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Московская Патриархия) на передачу старообрядческой общине храма, с обезоруживающей непосредственностью заявив: «Мы же не можем отдать храм неизвестно кому без согласия архиепископа». И вот очередные перлы господина Трояна.
Что ж, начнем по пунктам.
У администрации города стоит задача спасти памятник культуры от разрушения, не допустить создания в нем заведения увеселительно -развлекательного характера.
Намерение, безусловно, благородное. Несомненно, старообрядцы ценят усилия города, благодарны городу за то, что здание храма было выкуплено у ОАО «Станкозавод». Непонятно одно: почему передача храма общине может затруднить его восстановление?
Община просила передать храм в безвозмездное пользование. В этом случае собственником здания юридически и фактически оставался бы город. Ничто не мешало бы собственнику заниматься восстановлением храма. Более того, нигде город не смог бы найти столь ревностных, усердных и безвозмездных помощников, как в лице членов общины. В общине не только престарелые прихожане: есть подростки, молодежь, люди среднего возраста. Они готовы работать на пользу храма: заниматься разбором недостроенных перегородок, уборкой мусора, работать на подсобных работах, а специалисты-строители – и профессионально заниматься строительством. Городу не нужно было бы содержать штат круглосуточной охраны: все это могли бы делать верующие.
Здание находится в аварийном состоянии, имеются существенные разрушения внутри него.
История с попытками передать храм РПСЦ новообрядцам началась со лжи, и, похоже, обречена сопровождаться ложью. Это понятно: единожды солгав…
Ну ладно бы г. Троян вводил в заблуждение Главного федерального инспектора по Самарской области и Администрацию губернатора Самарской области, стращая их рассказами о разрушениях! Но зачем же повторять эти басни старообрядцам! Члены общины, в отличие от г.Трояна, были в храме не раз и не два. Если бы г.Троян вышел из служебного кабинета и, перейдя через дорогу, прошел сто метров до нашего храма, он увидел бы, что «разрушения» существуют только в головах чиновников, которые готовили ему проект письма.
Наш храм, слава Богу, цел и невредим. Или под «существенными разрушениями» чиновники подразумевают те невысокие – в метр-полтора – перегородки, что начали, да так и бросили возводить прежние владельцы здания? Так это не разрушения, это называется недострой.
Более того, если бы в здании и впрямь имелись разрушения, городские власти никогда не дали бы официального разрешения на проведение в храме богослужений. Между тем, власти официально уже трижды разрешали членам общины пребывание в храме (для проведения уборки, проведения богослужения и ознакомления с храмом представителей митрополии РПСЦ), а сегодня получено разрешение на проведение богослужений 20-21 сентября. Ну не можем же мы допустить мысли, будто коварная администрация города надеется, что неугомонная община будет погребена под руинами обрушившегося храма. Как никак, отцы города называют себя православными, и хотя измеряют они духовность странно – в квадратных метрах, трубя о заложенных и построенных храмах, они все же вряд ли стали бы рисковать нашими жизнями.
Администрация города проводит строительную экспертизу на предмет устойчивости здания, и организовала работу по созданию попечительского совета с привлечением спонсоров для его реставрации. Для ремонта и реставрации требуется сумма порядка 45 млн. рублей.
Рассуждаю, как простая самарская обывательница: разве можно определить, сколько денег надо потратить на продукты для приготовление обеда, если не решено, что ты будешь готовить: седло косули под соусом из трюфелей или перловую кашу?
А вот г. Троян умеет предвидеть. Отцы города только собираются проводить «строительную экспертизу на предмет устойчивости здания», (не знают они, каково состояние храма, и что нужно сделать для его улучшения), а г.Троян уже знает, сколько будет стоить восстановление храма – 45 миллионов! Откуда взялась эта цифра? Как можно оценить стоимость работ, если неизвестно, какие это будут работы? Никаких смет не составлялось, никаких исследований не проводилось. Почему сорок пять, почему не двадцать три, не семьдесят шесть? Что ж, оставим эту цифру на совести г.Трояна.
И еще. Почему-то г.Троян даже не допускает мысли о том, что в Попечительский совет, если он будет создан городом, должны входить представители общины. Во-первых, они кровно заинтересованы в восстановлении храма, во-вторых, могли бы заниматься и привлечением попечителей, и определением направления расходования средств. Немаловажно и то, что храм – это культовое здание со специфическими требованиями к его устройству. Необходимо, чтобы работа по его восстановлению сразу велась так, чтобы потом его можно было использовать именно для проведения богослужений.
Пока же мы видим только разорение: раз за разом посещая храм, верующие видят все новые следы варварского обращения со зданием: выламывается мраморная облицовка ступеней, снимается листовое железо с крыши. Все это продолжается и после того, как в храме поставили охрану. Местные жители наблюдают это и рассказывают членам общины о том, что храм продолжает разрушаться. Все это вызывает у верующих чувство горечи, ненужные эмоции и обиду на городские власти. У верующих, а также жителей близлежащих домов складывается стойкое убеждение в том, что охрана нужна городу не для того, чтобы охранять храм от вандалов (тем более, что ранее он много лет не охранялся), а для того, чтобы не дать верующим воспрепятствовать ограблению храма и вывозу тех ценных материалов (мрамор, гранит и т.д.), что еще остаются в храме.
Администрация города планирует после проведения восстановительных работ провести обсуждение с различными религиозными конфессиями, течениями старообрядческой церкви, общественными организациями вопроса о принадлежности и использовании данного храма.
Удивительно, что городские власти, которым были представлены и архивные справки, и ксерокопии архивных документов о постройке храма белокриницкой общиной Самары, на земле, выделенной старообрядкой, на средства старообрядцев, решили вынести вопрос о принадлежности храма «на голосование». Если речь идет об исторической принадлежности храма, то вопрос этот решается не на общественных форумах, а в результате исследования архивных документов. А они были представлены городским властям.
Однако подлинная история, видимо, не очень нравится городским властям. Гораздо ближе им была выдуманная история о якобы единоверческом происхождении храма. Видимо, в глубине души городские власти лелеют надежду на то, что приглашенная общественность постановит считать подлинную историю старообрядческого храма «яко не бывшую» и проголосует за его «единоверческое» происхождение.
Дух захватывает от мысли, что этот смелый почин можно было бы подхватить в масштабе страны. Вынести на референдум некоторые спорные или не очень приятные вопросы нашей истории, и проголосовать. Ах, какая красивая получилась бы в результате история!
А может быть, речь в этом туманном пассаже идет о принадлежности храма в будущем? Но и тогда мы наблюдаем беспрецедентный случай. В Самаре не раз и не два возвращали культовые здания тем конфессиям, которым они ранее принадлежали. Так были возвращены верующим десятки храмов РПЦ (МП), кирха, костел, синагога. Но я что-то не помню, чтобы власти когда-либо устраивали публичные обсуждения: дескать, тут у нас лютеране кирху просят, скажите, товарищи мусульмане, буддисты и иеговисты, стоит ли им ее отдавать? Во всяком случае, у общины РПСЦ ни разу не спросили, не возражает ли она против передачи культовых зданий прежним владельцам. И это понятно: община не имеет к этим зданиям никакого отношения, у нее нет на них исторических прав. Почему же теперь судьбу единственного в городе храма РПСЦ должны решать представители иных конфессий?
Да и нужно ли это иным конфессиям? Мусульмане, иудеи, лютеране и католики не имеют к этому вопросу никакого интереса, и молиться в одном здании со старообрядцами никогда не будут. Старообрядцы других согласий (община РДЦ и поморская община) имеют свои храмы, и лишь с сочувствием следят за тем, как власти не желают идти навстречу общине РПСЦ. С кем же намерена в действительности обсуждать администрация города вопрос о передаче храма? В Самаре это хорошо известно: с Самарской епархией РПЦ (МП), которой первоначально и планировалось передать храм. Молча это сделать не получилось, попытки выдать храм за единоверческий тоже не увенчались успехом: местная пресса и горожане сразу же публично опровергли ложь. И вот теперь уже больше года администрация города пытается, так или иначе, оставить храм за епархией РПЦ (МП).
Вольно или невольно, городские власти просто «стравливают» две конфессии, вызывая ненужную напряженность, а по сути, разжигая религиозную рознь. Самара всегда была многонациональной и многоконфессиональной, и при этом – удивительно мирной и стабильной. Представители различных народов и конфессий всегда жили здесь мирно и спокойно. Зачем же сейчас превращать Самару в «горячую религиозную точку»? Зачем раскачивать лодку, в которой плывем все мы?
Не думаю, что старообрядцев удовлетворит письмо г.Трояна. Почти полтора года старообрядцы ждут хоть какого-то ответа. Увы, но письмо г.Трояна - это не ответ.
Возможно, это послание сгодится в качестве отписки областным и федеральным властям, которые заинтересовались ситуацией в Самаре. Но отправлять ТАКОЕ письмо старообрядцам, которые знают прошлое и настоящее своего храма не понаслышке – значит не уважать ни их, ни себя.
Понятно, что для г.Трояна мы – «неизвестно, кто». Но ведь, с другой стороны, и г.Троян – не простой обыватель. Положение обязывает: известно или неизвестно г.Трояну, кто такие старообрядцы, - это его личное дело. Но мало-мальски компетентно относиться к официальным ответам в адрес горожан – это все-таки его должностная обязанность.
Что ж, если первый заместитель Главы города не справился с подготовкой ответа старообрядцам, подождем ответа Главы города Г.С.Лиманского.
Что скажете, Георгий Сергеевич?
|