В руках у студента Новосибирского Государственного Технического Университета Сергея Плотникова электрогитара. Он перебирает струны, готовясь что-нибудь сыграть. Из-за стильной бородки и майки "Dolce & Gabbana" в Сергее можно заподозрить мажора. На самом деле он проповедует совсем другие ценности. Сергей - старовер и старается жить по библейским законам.
Физика не мешает
Времена, когда старообрядцы скрывались в глуши от цивилизации и гонений властей, давно прошли. Как и времена тотального распространения веры. Поэтому многим сокурсникам Сергея его привычка креститься перед приемом пищи кажется странной и анахроничной. Еще более странным (учитывая отношения с верой) кажется выбор будущей профессии: микроэлектроника. Законы физики не предполагают существования Бога.
- В мире все взаимосвязано - это так. Но есть Бог, который всем этим управляет, который надо всем этим стоит, - говорит Сергей. - Насколько я знаю физику, наука этому не противоречит. Когда я найду такой закон, который будет противоречить, найду его доказательства, возможно, что-то изменится. Но пока физика не нарушает моих представлений о мире.
Интернет - это нож, которым можно и зарезать
Каждое воскресенье Сергей просыпается ни свет ни заря. Служба в храме начинается в семь утра. Церковь староверов находится на самой окраине Новосибирска . Внутри все как будто из прошлого века. Мужчины - почти все с бородами (стричь их не велит Библия), в кафтанах или рубахах с поясами. Женщины - в сарафанах до пят. Все говорит о древности традиций и строгости их соблюдения.
В этом контексте интересно отношение староверов к новым технологиям.
Удивительная вещь, но священники староверов кажутся гораздо более современными, чем их коллеги из традиционной церкви.
- Сотовый телефон должен быть у каждого священника, - считает отец Анатолий. - Чтобы каждый человек, если он нуждается в помощи священника, мог в любое время позвонить и пообщаться или назначить встречу.
К компьютеру и Интернету, которые в церковной среде часто называют бесовскими, у современных староверов тоже особое отношение.
- Можно сравнить компьютер с ножом. Ножом можно зарезать человека, а можно резать хлеб и делать полезные вещи, например, строгать какие-то черенки. Но нужно во всем знать меру, - говорит студент НГАУ Максим, член общины старообрядцев.
У отца Анатолия есть своя теория:
- Жизнь для верующего человека - это река. И мы знаем, что в конце этой реки будет обрыв, в который можно упасть. Мы плывем по течению, одни ухватились за корягу, другие думают: ничего, я еще проплыву немного. Кто-то, может быть, перед самым обрывом схватился. Так и здесь, многие люди для себя решили, что уже на данном этапе компьютеры, Интернет, сотовые телефоны, ИНН и т. д. для них неприемлемы. Они избирают другой образ жизни: уезжают в деревни, живут натуральным хозяйством. Но есть и те, которым кажется, что обрыв еще далеко, и они пользуются техникой и информационными системами, оставаясь достойными христианами.
Староверы против сериала "Клуб"
Данил - главный герой сериала "Клуб" на MTV - своеобразное воплощение мечты о жизни почти каждого современного молодого человека: развлечения с вечера до утра, куча денег и каждый раз новые девочки. На отношения с противоположным полом у студента-старообрядца свой взгляд:
- Конечно, постоянно какая-то девушка да нравится. Но серьезные чувства были один раз. К сожалению, мы расстались. Для начала нужно быть друзьями, понять, совпадают ли взгляды, есть ли отклик какой-то. Приходится себя ограничивать: очень часто получается, что представления не состыковываются.
- Если девушка хорошая и честная, она будет хранить себя для того единственного человека, с которым решит связать свою судьбу. Как и парень, между прочим... И хотя у парней потеря девственности не так заметна, я буду ее сохранять до той поры, пока не найду настоящую любовь.
Старовера Сергея модная клубная тусовка совсем не впечатляет:
- Толпа дико орущей молодежи, которой все по барабану. И это был концерт группы "Пилот", песни которой мне нравятся, - еще более-менее приличное мероприятие.
На самом деле никто не запрещает православному человеку ходить в клуб. Выбирать границу своей свободы - личное дело каждого.
Церковь дает лишь рекомендации.
- Ты свободный человек. У тебя есть всегда свобода выбора. Но если ты хочешь руководствоваться правилами, которые дает тебе Библия, Церковь, то надо ими руководствоваться и ими жить. А не просто говорить, что вот у меня крестик, я весь хороший-правильный, - объясняет Сергей.
В церкви - как в тайге
Мы идем с Сергеем в студенческую столовую. Обед старовера - три кусочка хлеба, гречка с кетчупом, но без масла и стаканчик чая. Это не от скудности студенческого кошелька. Сергей соблюдает Великий пост. Мясо, молоко, рыбу и яйца до Пасхи есть не рекомендуется. Все это сознательная жертва. Причем пост должен быть не только телесным, но и духовным.
Соседи по комнате в общежитии к образу жизни Сергея относятся с пониманием.
- Еду готовим мы, поскольку Сергей работает допоздна, - рассказывает студент НГТУ Владимир Костин. - Поэтому мы сначала варим для него, а после уже добавляем для себя масло, мясо и т. д.
Вечером в комнате общежития Сергей достает свои реликвии: старинные иконы, лестовку и пояс, сделанный много лет назад и передающийся по наследству. Для соседей это откровение. То, что Сергей верующий, они, конечно, знали, но эти вещи видят впервые.
Староверы не любят делиться своими тайнами. Начинаются разговоры о жизни и вере.
- Частенько вечером, после занятий, я приходил в храм, когда уже никого не было. Когда ты остаешься один в церкви, ощущение такое, будто ты один в огромной-огромной тайге. И ты точно знаешь, что километров на 200-300 вокруг никого, кроме тебя, больше нет, - говорит Сергей. - Ты чувствуешь: "Господи, я где-то здесь и ты где-то здесь, рядом со мной". Хочется читать псалтырь и петь.
Сергей говорит, что ему не нужно много денег или славы. У него другие приоритеты:
- Я хочу научиться писать стихи так, чтобы выражать в них вечную сущность. Хочу научиться разбираться в физике так, чтобы простыми вещами объяснять необъяснимое. Хочу разбираться в математике так, чтобы все тайны, все основы были видны мне как можно глубже. Я хочу стать ближе к Богу.
|