24 мая 2007 года на философском факультете Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого состоялась защита кандидатской диссертации Татьяны Александровны Воскресенской, посвящённой теме "Особенности мировоззрения новгородских старообрядцев - беспоповцев в традиционной культуре".
Автор научного труда - молодая сотрудница названного вуза, уроженка Великого Новгорода. Её предки жили в городке Крестцы (б. Крестецкий ям), известном в истории старообрядчества как родина Феодосия Васильева, основателя федосеевского согласия. На протяжении последних десяти лет Татьяна, в составе этнографических экспедиций университета, посетила многие из тех уголков Новгородчины, где проживают староверы. Собранный в ходе этих поездок материал, вкупе с результатами изысканий в новгородских архивах, и лёг в основу работы. Соответственно, в её самой существенной по объёму части подробно описаны бытовые традиции беспоповцев, тесно связанные с духовно - вероучительными особенностями старообрядчества, говорится о том, в каком виде они существовали ещё несколько десятилетий назад и насколько сохранились теперь. Эти данные по - настоящему уникальны, ведь, насколько известно, более научным изучением "народного староверия" Новгородской области не занимается сейчас практически никто.
Защита диссертации сопровождалась оживлённой дискуссией. Она возникла во многом из - за того, что среди рецензентов и оппонентов сочинения Татьяны оказались такие известные специалисты, как сотрудница Санкт - Петербургского музея этнографии ("Кунсткамеры") О.М.Фишман (выпустившая в 2003 году монографию "Жизнь по вере: тихвинские карелы - старообрядцы") и доктор исторических наук, а также кандидат богословия и новообрядческий диакон Александр Мусин. Их замечания были, конечно же, серьёзными и существенными, они не могли быть оставлены без ответной реакции как самой диссертантки, так и членов Учёного совета.
Правда, оппонентский отзыв о. Мусина оказался не лишённым некоторых курьёзов. Так, оказалось, что вслед за синодальными миссионерами XIX века, современный доктор наук считает, будто сохраняемые староверами "обряды возникли в XV - XVII веках" из - за якобы происшедшего тогда "канонического разрыва поместного (т.е. русского) христианства со вселенским православием и не восходят ни к византийской культуре, ни к Древней Руси"(!). Ещё кандидат богословия утверждал, что в конце XVII века в старообрядческой среде, а не в никонианской Славяно-греко-латинской академии велись споры о времени пресуществления св. Даров на литургии.
Однако эти пассажи остались всецело на совести изрекшего их, не повлияв на общий положительный результат: диссертация оказалась успешно защищена. На её основе планируется написание книги, посвящённой староверам Новгородской земли. Уже определён и источник финансирования этого издания, которое, несомненно, будет весьма интересным.
В качестве гостя на защите присутствовал настоятель новгородской общины РПСЦ иерей Александр Панкратов, оказывающий Татьяне Воскресенской консультационную поддержку в ходе её научной работы.
|