4 мая 2007 г. в самарской газете «Волжская Коммуна» (в советские времена – официальный печатный орган обкома КПСС, ныне – администрации Самарской области) опубликована статья Т.Грузинцевой «Отстоять уголок родного города».
В достаточно обширной статье Т.Грузинцева рассказывает о собрании, организованном сотрудниками Дома-музея им. В.И.Ленина и представителями еще нескольких, не названных автором организаций. Собрание прошло с целью весьма благородной – привести в образцовый порядок мемориальную зону, примыкающую к музею им. П.В.Алабина (краеведческий музей – прим. «Самарского староверия»).
Что же мешает образцовому порядку в этой части города? Как ни странно – памятный крест, установленный староверами-поморцами Самары на месте разрушенной в советское время поморской моленной.
Отметив, что в районе музея им.Алабина имеются официально никому не принадлежащие пустыри, автор статьи с пафосом восклицает: «И не удивительно, что на одном из них, а конкретно, напротив городского совета ветеранов, в один прекрасный день, откуда ни возьмись, появился деревянный двухметровый крест. Крест старообрядческой церкви. Появился в одну ночь. И теперь рядом с ним время от времени даже проходят службы».
После такого нагнетания страстей автор делает краткую передышку, и вновь идет в атаку: «Собственно, никто ничего дурного не имеет против старообрядцев и крестов. Но почему именно там и на каком основании? Не было разрешений, не было подтверждений того, что там когда-либо стояла церковь. Никто не спрашивал позволения поставить этот крест. Да и кого спрашивать? Вид заброшенной, необлагороженной пустоши дает волю фантазии».
Можно посочувствовать журналистке, в воображении которой смешалось все, вплоть до времени суток: крест у нее появляется то «в один прекрасный день», то «в одну ночь». Но выдвигая публичные обвинения против старообрядцев, нужно все же не «давать волю фантазии», а руководствоваться фактами. А факты эти таковы.
26 - 28 сентября 2005 г. в Самаре проходили торжества, посвященные 100-летию провозглашения свободы вероисповедания в России и 100-летию Самарского Поморского Собора 1905 г. В те дни в Самару съехались гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ульяновска, Пугачева, Сызрани, Тольятти, других городов и сел Поволжья.
А 27 сентября 2005 г. в Самаре произошло событие, которое стало одной из наиболее ярких страниц в истории самарского староверия. Первый с середины 20-х гг. ХХ в. старообрядческий крестный ход по центральным улицам Самары прошел от поморского храма (ул.Льва Толстого, 17) к улице Ленинской, 160 – месту, где в 1871 г. была устроена поморская моленная , принудительно закрытая в 1929 г., а позднее разрушенная. Вместе с самарскими староверами в крестном ходе приняли участие и многочисленные гости. От храма до места установки поклонного креста поморцы на руках пронесли большой деревянный осьмиконечный крест. В присутствии большого количества верующих поклонный крест был установлен, у креста был совершен молебен. Первый старообрядческий крестный ход по городу был прекрасно организован, помогли в этом городские власти и работники милиции, которые сумели обеспечить участникам крестного хода возможность пройти по центральным улицам, ограничив движение транспорта.
Крестный ход и установку креста не обошла вниманием, наверное, ни одна теле – и радиокомпания Самары, ни одна газета. Красочные репортажи с места события прошли по всем новостным каналам, вызвали большой резонанс, настоящий всплеск интереса к староверию. И вот – староверов пытаются представить маргиналами, которые только и способны, как тати в ночи, «занимать чужие пустыри», устанавливая там свои кресты.
Кому и зачем понадобилась откровенная ложь? Если автор не знакома с историей родного города, это ее проблема. Сведения о том, где располагалась поморская моленная, не являются закрытыми: они имеются в Государственном архиве Самарской области, их копии есть в Самарской Поморской общине и у сайта «Самарское староверие». Наш сайт готов предоставить их госпоже Грузинцевой в любое время. Не соответствуют действительности и утверждения о том, что крест был установлен без согласования с властями. Время, маршрут крестного хода, место установки креста были согласованы с городскими властями. Интересно, как представляет себе автор статьи многочисленное шествие (в крестном ходе приняло участие около тысячи человек) по центральным улицам города, в сопровождении работников ГИБДД и милиции, машин скорой помощи, проведенное без разрешения?
Жаль, что при подготовке статьи автор не удосужилась ни проверить факты, ни встретиться с представителями Самарской Поморской общины. Впрочем, свою роль сыграло здесь, видимо, и то, что старообрядцы сегодня не представляют собой серьезной силы. Серьезной – с позиций мирских. Старообрядцы не находятся во власти, не связаны ни с крупным бизнесом, ни с местными политическими элитами. И потому для журналистов не опасны – можно и откровенную ложь написать, и передернуть факты. Вот, скажем, на центральной площади города, между построенным на месте снесенного большевиками кафедрального собора оперным театром и гигантским, вполне в церетелевском духе, памятником «пламенному революционеру» Куйбышеву скульптора Г.Манизера, тоже стоит деревянный крест. Установлен он Самарской епархией РПЦ (МП). Вокруг - то митинги коммунистов, то рок - и попконцерты заезжих «звезд». Но никто не поднимает вопрос о неуместности его установки – и это понятно. Самарская епархия РПЦ (МП) – это сила и власть. Куда до нее староверам-поморцам! Жаловаться на автора губернатору они не пойдут, в суд обращаться не станут – не христианское это дело. В своих отношениях с людьми они привыкли руководствоваться христианскими заповедями да человеческой порядочностью. И этого же ждут от других. Да только не всегда их надежды оправдываются…
|