13 мая 1666 года в соборном Успенском храме в Москве «расстригли» протопопа Аввакума и Феодора диакона. Аввакуму остригли бороду. Потом отвезли в Угрешский монастырь.
«Везли не дорогою - болотами да грязью, чтоб люди не сведали. Сами видят, что дуруют, а отстать о дурна не хотят» - пишет в своем «Житии» протопоп Аввакум.
В Угрешском монастыре, в темнице, Аввакум просидел свыше 4-х месяцев, затем, около года - в Боровском Пафнутьеве, после чего был опять привезен в Москву - для новых «увещаний». Аввакум не сдавался. Он так отвечал восточным патриархам: «У вас православие пестро. Приезжайте и впредь к нам учиться».
О вынесенном приговоре протопопу Аввакуму так записано в соборном Деянии: «увещен бе к обращению, тщетен же труд и ждание бяше, темже на заточение послан в острог Пустозерский».
Из Календаря Древлеправославной Поморской Церкви на 1967 год
13 мая 1667 года церковный собор в Москве вынес окончательное решение об участи старообрядчества. До того вызывали отдельных руководителей старообрядчества и в случаях упорства «предавали анафеме», отсылая в монастыри в заключение, или подвергали «градским казням».
На заседании 13 мая собор вынес общую анафему на всех ревнителей древнего благочестия: «таковых проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника».
«Что есть ересь наша или кий раскол внесохом мы в церковь? - говорит протопоп Аввакум. Аще мы раскольники и еретики, то и вси святии отцы наши и прежнии цари благочестивии и святейшии патриарси таковы суть? . . . Коли нас за старину святую проклинать, ино и отец вам и матерь подобает своих проклинати, в нашей вере умерших! Толи наша великая вина, еже держим отец своих предание неизменно во всем? Аще ли святых русских почитают, их же мы уставы и предания держим, за что же нас мучить и губить»?
Из книги: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1. - Сергиев посад, 1909, с.448
|