Павел Васильевич Цветков
В 1900 году по инициативе Арсения Ивановича Морозова был организован женский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре. Во главе его становится молодой дирижер – Павел Васильевич Цветков. А в 1907 году, после кончины первого руководителя Морозовского хора Ивана Аверьяновича Фортова, П.В.Цветкову приходится возглавить весь Морозовский хор.
Поклонный крест на окраине г. Ногинска (Богородска)
Морозовский хор - хор старооорядческой церкви святителя Николы на фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры. Свое название он получил по имени хозяина мануфактуры, виднейшего деятеля белокриницкого согласия Арсения Ивановича Морозова. Именно в период руководства хором П.В.Цветкова, Морозовский хор получил широкую известность. В 1908-1911 гг. хор провел серию выступлений в концертных залах Москвы и Петербурга. Всего состоялось шесть концертов: в 1908 г. – 25 марта и 6 апреля в Большом зале Московской консерватории, в 1909 г. 8 марта – в том же зале, в 1909 г. – 16 и 18 апреля в Санкт-Петербургской консерватории, в 1909 г. – 1 ноября в Большом зале Московской консерватории, в 1910 г. – 22 июня на 3-м съезде хоровых деятелей России, в 1911 г. – 13 марта в Большом зале Московской консерватории. До этого времени старообрядческое литургическое пение можно было слышать только во время богослужения. Репертуар хора составляли песнопения разных жанров, гласов, видов распевов (знаменного, демественного, путевого, большого); старообрядческие редакции – напевы «Рогожского кладбища», «московского Преображенского кладбища», псалмы, духовные стихи, греческое пение «с исоном», песнопения с «аненайками», «На реце Вавилонстей», «Днесь дева» – «хомовым напевом». Кроме того, во время выступления хора П.В.Цветков рассказывал об особенностях древнерусского знаменного пения.
Надгробие на могиле П. В. Цветкова на кладбище г. Ногинска (Богородска)
Павел Васильевич оставался руководителем коллектива до своей кончины в 1911 году. Отношение к Морозовкому хору в старообрядческой среде было неоднозначным. Многие упрекали П.В.Цветкова в излишней артистичности исполнения. Не все были согласны и с тем, что богослужебное пение звучит на сцене консерватории. Деятельность хора, полемика вокруг него подробно освещалась на страницах старообрядческой прессы того времени, в журналах «Церковь», «Церковное пение», «Старообрядческая мысль».
Купол кладбищенской часовни, построенной Морозовыми.
В 190-1910 гг. была произведена запись выступлений хора на граммофонные пластинки. Значение Морозовского хора в проповеди древнерусской православной культуры трудно переоценить. Морозовские пластинки сразу же стали рассылаться по всем уголкам страны. Хор приглашали на особо праздничные богослужения в разные общины. По примеру Морозовского хора были организованы аналогичные хоры в Ростове- на-Дону, Петербурге, Риге и других местах. Многие певцы из Морозовского хора стали выезжать в качестве преподавателей крюкового пения в действующие общины.
К сожалению, земная жизнь Павла Васильевича оборвалась очень рано. На лицевой стороне памятника, сохранившегося на кладбище г. Ногинска, сделана надпись:
«Руководитель Морозовского хора
и вдохновитель знаменного пения
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЦВЕТКОВ
скончался 20 марта 1911 года
жития его было 30 лет и 10 дней
день ангела 10 марта
На оборотной стороне памятника высечена надпись:
«Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте»
«Покойный будучи ещё мальчиком прилежал
к службе и церковному пению увлекаясь им,
и поступив в военную службу не зарыл свой
талант в землю, а усугубил и достиг того, что
о нём заговорила вся Россия, но Богу угодно
было его взять от нас. Мир праху его».
Использованы материалы Словаря С.Г.Вургафта, И.А.Ушакова "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы" и статья Н.Г. Денисова "Культурно-историческое значение морозовского хора". Фотографии предоставлены А.Яшиным.
|