27 июля 2007 года в Новгородском государственном университете им.Ярослава Мудрого состоялась научная конференция, название которой вынесено в заглавие данной заметки.
Звучащее почти как романтический девиз, оно отражает общий практический смысл прозвучавших докладов и сообщений: духовная культура Древней (и, в частности, Новгородской) Руси является ценным источником знаний о византийской цивилизации. Поскольку именно на отечественной почве (как, впрочем, и в некоторых других окраинных зонах влияния "Империи ромеев") многие черты наследия Византии сохранялись в Х - ХVII веках (а отчасти сохраняются и по сей день) значительно лучше, чем на самих тех территориях, где располагались центральные области "Греческаго царства". Провинции ведь вообще менее, чем столицы, склонны к скорым и серьёзным переменам. Последние, увы, не всегда положительны, иногда же прямо губительны, о чём, в частности, свидетельствует и судьба православного Цареграда, ставшего в 1453 году исламским Стамбулом.
Перейду к краткой характеристике некоторых из состоявшихся выступлений.
Один из основных организаторов конференции, сотрудник Института истории материальной культуры (Санкт - Петербург) А.Е.Мусин, прочёл доклад о византийском компоненте в материальной культуре Древней Руси. Особенно любопытными оказались выявленные автором ранние аналоги изображения огнеликого ангела с иконы "София Премудрость Божия" новгородского извода, имеющиеся на древних фресках столь далёких окраин византийского мира, как африканская Нубия (южный Египет) и даже китайская провинция Гуанчжоу(!). В самом же бывшем Констанинополе, как известно, истоки иконографии знаменитого новгородского образа давно утрачены.
Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории (Москва) Д.Е.Афиногенов и доцент кафедры русского языка Санкт - Петербургского университета Т.И.Афанасьева посвятили выступления византийским житиям святых и молитвенным текстам, сохранившимся только в древнеславянских переводах, греческие оригиналы которых сегодня не известны (но то, что они реально существовали, не подлежит сомнению - в обоих докладах это было убедительно доказано).
Представитель Университета Вюрцбурга (Германия) доктор Кристиан Ханник рассказал (причём на прекрасном русском) о некоторых особенностях бытования византийской традиции церковного (разумеется, знаменного) пения в древних Болгарии и в Великом Новгороде.
Но особо следует отметить сообщения А.А.Гиппиуса (Институт славяноведения, Москва) и, конечно, известного регулярно посещающим сайт "Самарское староверие" А. В. Муравьёва, сотрудника московского Института всеобщей истории, и по совместительству - преподавателя Духовного училища РПСЦ, автора ряда сочинений в защиту старообрядчества.
Первый из названных выше учёных поведал о реакции Великого Новгорода на первое в истории "падение Второго Рима" - взятие Константинополя католиками - крестоносцами в 1204 году. Незадолго до этого (в 1200-м) Цареград посетил знатный новгородец Добрыня Ядрейкович, ставший впоследствии архепископом Антонием (причислен к лику святых). И в описании его путешествия (книге "Паломник"),и в летописях, созданных при нём как архиерее, прослеживается мысль: Новгороде и его святая София - преемники падшего под натиском еретиков Константинополя.
Та же по сути идея - превозшедшая благочестием своих прежде весьма почтенных, но впоследствии умалившихся духовно греческих учителей, Русь - культурная провинция Византии, ставшая вместо неё единственным в мире центром истинного Православия, - лежит в основе как концепции "Москва - Третий Рим", так и старообрядческих воззрений. Поэтому неудивительно, что логически завершил конференцию доклад Алексея Муравёва, в котором были проведены параллели между известными по историческим источникам особенностями поведения в критических церковно - общественных ситуациях византийских святых отцов и образом действий основоположников староверия , в частности - священномучеников протопопа Аввакума и его соузника диакона Феодора. Автор также привёл ряд аналогий между святоотеческими и старообрядческими учительными и полемическими сочинениями.
А по окончании всех выступлений многие из участников и гостей конференции посетили расположенный неподалёку от гуманитарного корпуса Новгородского университета (бывшего монастыря преп. Антония Римлянина) старообрядческий (РПСЦ) храм во имя св. Иоанна Богослова. Рассказ о его истории и возрождении, прозвучавший из уст автора сих строк, стал своего рода "довеском" к научному форуму.
Присутствовавший на конференции в качестве внимательного слушателя
иерей Александр Панкратов
|