Наш сайт уже рассказывал о том, что Тольяттинская община Русской Православной старообрядческой Церкви может лишиться выделенной ранее под строительство храма земли - и это несмотря на то, что на сегодня завершен нулевой цикл строительства и на выделенной земле уже подготовлен фундамент.
В предыдущих выпусках новостей мы ознакомили наших читателей с тем, как оценивают ситуацию тольяттинские СМИ. А теперь - комментарий автора сайта.
С мая 2007 г. в Арбитражном суде Самарской области рассматривается дело по заявлению Администрации Ставропольского района Тольятти о признании незаконным постановления мэра Тольятти о выделении старообрядческой общине земли под строительство храма. Первого и единственного старообрядческого храма в Тольятти.
Процесс этот во многом необычен. Достаточно сказать, что только предварительных заседаний по делу состоялось целых пять. Предварительное заседание - это своего рода техническая встреча участников процесса, на которой суд и участники оценивают, достаточно ли представленных сторонами доказательств для рассмотрения дела. Как правило, этот этап является доволько кратким, и стороны сразу же, в первом заседании, переходят к рассмотрению дела по существу. Иногда, когда дело является особенно сложным, либо в процессе предварительного заседания выясняется, что необходимо истребовать дополнительные доказательства, дело откладывается и назначается повторное предварительное заседание. Здесь их состоялось пять. Заседания эти напоминали, скорее, заседания кружка историков-любителей, - речь на них шла о событиях 27-летней давности, когда городские власти Тольятти выделили ОКСу лесничества часть лесных угодий для строительства Центральной Ставропольской больницы. Землю выделили с запасом, оговорив и перечень зданий-корпусов, которые необходимо возвести. Корпуса построили, причем, довольно компактно. А рядом с комплексом ЦРБ на долгие двадцать семь лет остался поросший бурьяном пустырь. Пустырь этот никого не интересовал: больница была построена, что называется, на отшибе: в те времена такого рода объекты предпочитали строить не на видных местах, и мало кого волновало, как больные люди будут добираться в лечебницу, находящуюся за тридевять земель от их дома. Позднее рядом с ЦРБ выросли психоневрологический и кожно-венерологический диспансеры - так вдоль шоссе, соединяющего Старый и Новый город, возник целый больничный городок.
Шли годы, Тольятти разрастался, и бросовые некогда земли стали предоставлять под строительство. В конце 90-х гг. ХХ в. в Тольятти началась работа по кадастровому учету земель, была проведена инвентаризация незанятых земель. И когда в 2003-2004 гг. тольяттинская старообрядческая община стала просить мэрию о выделении земли под строительство храма, мэрии было из чего выбирать. Она сочла возможным предложить старообрядцам участок вдоль Автозаводского шоссе, рядом со Ставропольской ЦРБ.
Предоставление земли проходило с соблюдением всех предусмотренных Земельным кодексом процедур. Первоначально мэрия заручилась справкой из Роснедвижимости - государственной организации, которая ведет учет земель. Справка подтверждала, что предназначенный для передачи старообрядцам участок земли никем не занят, чьих-либо прав на него не зарегистрировано.
После этого, как и положено, мэр издал распоряжение о предварительном согласовании размещения участка под строительство храма. Распоряжение было направлено всем органам и организациям, которые должны были дать свое согласие на размещение храма. Все они дали согласие. Информация о размещении храма была официально опубликована в СМИ - для того, чтобы все, чьи права затронуты, могли обратиться в мэрию или в суд и выразить свое несогласие или потребовать признания распоряжения незаконным. Кроме того, перед общиной была поставлена задача: согласовать размещение участка с будущими соседями. Члены общины отправились в администрацию Ставропольского района - именно в ее ведении находится ЦРБ. Глава администрации официально ответил, что согласия не дает - на этой земле планируется строительство станции скорой помощи.
Отказ в согласовании - это еще не причина для отказа в выделении земли. Тем, кто не согласен с выделением земли, закон дает право в течение трех месяцев обжаловать распоряжение мэра. Однако шло время, а распоряжение никто не обжаловал. Прошло три месяца, еще три...
Тем временем староообрядцы обратились в прокуратуру: могут ли они принять участок, который им выделяют, нет ли здесь каких-то нарушений закона? Городская прокуратура подтвердила: действия мэрии правомерны. Старообрядцы успокоились. А в мае 2006 года мэр издал постановление о выделении земли под строительство храма.
Вскоре в присутствии гостей и почти всех городских СМИ на месте закладки будущего храма был установлен памятный Крест. А затем началось строительство: разравнивалась площадка, началась подготовка котлована, был залит фундамент. И все это время районная администрация не предъявляла никаких претензий ни мэрии, ни староверам.
Претензии появились в 2007 году и удивительным образом совпали с арестом мэра Тольятти Н.Д.Уткина. Администрация "вдруг" узнала о том, что более года назад ее права были нарушены, и обратилась в суд, требуя признать постановление мэра о выделении земли недействительным.
То, что после ухода каждого из местных руководителей в Арбитражном суде начинается "кампания" по отмене вынесенных им решений, в Самарской области хорошо известно. Скажем, был некогда в Самаре мэр Сысуев. При нем полным ходом шла приватизация, передавались и продавались здания, помещения, выделялась земля. Ему на смену пришел мэр Лиманский - и началась кампания по отмене принятых ранее постановлений, за которой - передел собственности. Теперь самарцы избрали нового мэра - и в суде потоком идут дела об отмене постановлений мэра Лиманского. То же самое происходит при смене власти в городах областного подчинения - Тольятти. Сызрани. Чапаевске, Новокуйбышевске. Так что поднаторевшие в такого рода играх деятели из районной администрации момент выбрали самый удачный. Тем более, что мэр Тольятти Н.Д.Уткин ушел не на повышение, и не в отставку по итогам выборов, а угодил в следственный изолятор. И не беда, что даже его ярые оппоненты из тольяттинской Думы говорят о надуманности обвинения, и что на памяти жителей Самарской области это не первое громкое дело, закончившееся ничем и тихо спущенное на тормозах. Главное то, что сегодня арестованный мэр Тольятти - "фигура со знаком минус", и все принятые им решения в глазах суда становятся... как бы это лучше сказать... Скажем так - сомнительными. Хотя уж кто-кто, а суд должен бы руководствоваться не слухами и телевизионным нагнетанием страстей, а исключительно законом. Но...
Подавая заявление в суд, администрация района не затрудняла себя ни аргументацией, ни сбором доказательств. Видимо, была уверена, что дело рассмотрят в пять минут. Однако блиц-крига не вышло: ответчик-мэрия стоит за свое постановление горой, община тоже не соглашается поверить администрации на слово: требует документов, подтверждающих притязания районной администрации. Суд нервничает: все сроки на рассмотрение дела вышли, а доказательств, достоверно подтверждающих право районной администрации на земельный участок, заявитель не представил. Поэтому и побит рекорд по числу предварительных заседаний: суду хочется, чтобы администрация представила хоть какие-нибудь доказательства того, что участок, предоставленный староверам - тот же самый, что некогда был выделен под строительство ЦРБ.
После того, как администрация несколько раз так и не смогла предоставить какие-либо документы, кроме Государственного акта о выделении земли, изданного 27 лет назад (границы участка в акте указаны не были), суд решил прибегнуть к помощи специалистов. Землемеры-эксперты подготовили топографический план участка, сравнили координаты фактически занимаемого ЦРБ участка с координатами участка, предоставленного общине, и пришли к неутешительному выводу: по мнению специалистов, мэрия выделила общине часть именно той земли, которая ранее была выделена под строительство больницы.
Как такое могло случиться? Да в общем-то, легко. Земельное законодательство в России весьма непоследовательно и запутанно. Полноценный кадастровый учет земель не проводился, да и сейчас порядок в этом деле не наведен. Организациям, которые получали земли при советской власти, государство устанавливало сроки, в течении которых землепользователи должны были зарегистрировать свои права, но затем само же переносило эти сроки, причем, не раз и не два. В результате землепользователи имеют права, которые официально не зарегистрированы, имеют землю, сведения о которой не внесены в кадастр. Вместе с тем, государство эти незарегистрированные права признает и защищает в судебном порядке. Прибавьте к этому неразбериху в документах, отвратительное состояние ведомственных и муниципальных архивов... Вот и получается - власти соответствующих административно-территориальных единиц руководствуются благими намерениями: выделяют землю под строительство, передают ее организациям и гражданам - будучи при этом уверены, что земля "ничейная" - ведь она ни за кем не зарегистрирована. А в результате - дела, подобные тольяттинскому.
13 августа в Арбитражном суде Самарской области состоится очередное заседание по делу. Возможно, последнее в этой инстанции. Видимо, суд, наконец, вынесет решение. С решением этим однако, ни община, ни мэрия не согласятся. И на это у них тоже есть основания. Прежде всего - пропуск установленного законом трехмесячного срока на обжалование постановления мэра. Администрация, правда, заявила ходатайство о его восстановлении. Но восстановление срока производится лишь при наличии уважительных причин. А таких причин ни община, ни мэрия не усматривают. Есть и иные основания для обжалования...
Но сейчас хотелось бы поговорить о другом.
Да, нужно признать - произошла управленческая ошибка. Решение мэрии ущемляет права районной администрации. Но принимая это решение, мэрия добросовестно заблуждалась - документы Роснедвижимости свидетельствовали о "юридической чистоте" земельного участка. И уж вовсе незаслуженно страдает старообрядческая община, ставшая заложницей ситуации. Каков же выход?
Можно, конечно, на годы затянуть судебный процесс. Община будет обращаться в апелляционную и кассационную инстанции, дело будет возвращаться на новое рассмотрение. Параллельно юридической "войне" начнется война информационная: община будет жаловаться на ущемление своих прав, ЦРБ будет твердить о необходимости строительства станции скорой помощи... Вот только в войнах этих не будет победителей. Ведь на самом-то деле, городу нужно и то, и другое. Храм рядом с больницей мешает сегодня разве что администрации: пациенты как раз рады, и даже не раз по мере сил помогали старообрядцам на стройке. Да и станция скорой помощи нужна всем, в том числе, бабушкам-старообрядкам - ведь не дело ждать неотложку часами.
Так стоит ли воевать? Не проще ли, умерив амбиции и забыв взаимные обиды, сесть за стол переговоров? Ведь и мэрия, и районная администрация призваны работать на благо жителей, а не заставлять их воевать друг с другом. Если уж на выделенной старообрядцам земле началось строительство, не разумнее ли оставить этот участок под храм, а администрации выделить другое место, благо, для размещения станции скорой помощи его нужно не так много? Такой исход устроил бы всех, а больница и община перестали бы конфликтовать и занялись свойственным им делом: одни врачевали бы тело, другие - душу.
Кстати, инициатором примирения мог бы выступить и суд: мировое соглашение - это один способов урегулирования судебного спора. Да и областная администрация могла бы стать таким миротворцем: ведь гораздо разумнее решить дело миром, чем прославиться на всю страну тем, что в Тольятти впервые с 30-х гг. ХХ века, пусть и по решению суда, свершится святотатство - будет разрушен установленный на месте будущего храма Крест.
|